Задача управления рисками остаётся самой противоречивой областью в методологии управления большими ИТ-проектами. Особенно это касается проектов внедрения сложного программного обеспечения, например ERP-систем.
Бюджет проекта – несомненно, важный параметр, требующий постоянного и тщательного контроля. Составляя с другими важными параметрами, объёмом и сроками, известный проектный треугольник, бюджет проекта всегда в фокусе внимания всех ключевых участников проекта, и в первую очередь, его спонсора.
Все проекты в области ИТ в качестве основного ресурса используют человеческие ресурсы. Говоря проще, всю работу делают люди, участники проекта, все основные затраты идут на них и успех проекта тоже на 90% зависит от людей. Учитывая это, трудно переоценить роль участников проекта со стороны Подрядчика – консультантов и проектных менеджеров. От их квалификации и отдачи зависит много, если не всё.
Я часто читаю следующие комментарии к статьям о проектном управлении: всё это уже давно описано и издано в виде толстых книг, и нечего, мол, изобретать велосипед. Соглашусь, всё давно проработано, задокументировано, издано, попало в учебные материалы, изучается, сдаются успешно экзамены и т.д. Трудно найти участника современного проекта, который в той или иной степени не обладает знаниями о проектном управлении. Но тогда почему же эти знания так мало применяются на проектах, почему повторяются одни и те же ошибки, приводящие к повторяющимся проблемам? Видимо, знания нужно постоянно обновлять, в том числе изучать опыт, полученный на других проектах.
Мы живём в физическом мире, где почти всё ограничено, в том числе и человеческие ресурсы. В проектном управлении (в области ИТ) широко известна норма количества сотрудников, прямо управляемых проектным менеджером. Около 10-12 человек (из расчёта 8-10% процентов рабочего времени руководителя проекта на одного сотрудника из проектной команды). Это, конечно, примерный расчёт, но он вполне оправдывается практикой.