"Американские горки" эмоций внедрения SAP. Часть 2
Вторая часть главы "Американские горки" эмоций, где освещаются сопротивление и связанные с ним эмоции, а также два способа проведения организационных изменений.
2.3 Сопротивление
Сопротивление – это эмоция, возникающая, когда что-либо на данный момент нарушает наши ожидания. В этом определении важными являются два слова:
Эмоция
Сущность сопротивления – это то, что создает эмоцию. Это означает что- либо нелогичное, нерациональное, и, более того, непредсказуемое.
Ожидание
Сопротивление возникает не только в тот момент, когда что-то изменяется, но и когда наши ожидания не оправдываются, какой бы рациональной не была причина этого.
2.3.1 Различные виды препятствий
О чем именно мы говорим, когда обсуждаем препятствия, мешающие исполнению наших ожиданий? Другими словами: как расценить наблюдаемое изменение? McKaskey (1982) обобщил характеристики неясных, изменяющихся ситуаций в Таблице 2.1.
Характер самой проблемы является спорным |
“Что является проблемой” остается неясным. У руководителей лишь нечеткие или спорные определения проблемы. Зачастую какая-либо “проблема” переплетена с другими непонятными проблемами. |
Информация (важность и надежность) является проблематичной |
В результате сомнительного определения проблемы, сбор и классификация информации также становятся проблемой. Информационный поток становится либо огромным, либо недостаточным. Данные могут быть неполными и вызывающими сомнение. |
Сложные противоречивые препятствия |
Для подобных появляющихся данных, игроки создают сложные и иногда противоречивые препятствия. Обстоятельства и их смысл можно толковать несколькими различными путями. |
Различные ценностные ориентации, политико-эмоциальные противоречия |
Без объективных критериев, для понимания ситуации игроки полагаются на личностные и/или профессиональные ценности. Противоречия различных ценностей зачастую накаляют ситуацию политически и эмоционально. |
Неясные либо сложные и противоречивые цели |
Либо цели являются неопределенными, либо они ясно определены, но противоречивы. |
Отсутствие времени, средств или внимания |
Создается сложная хаотичная ситуация в результате отсутствия одного или нескольких из этих пунктов. |
Возникновение противоречий и парадоксов |
У ситуации, по-видимому, противоречивые свойства, отношения или требования. |
Неопределенные роли, неясная ответственность |
Игроки не имеют четко определенной совокупности видов деятельности, а от них ожидают действий. Не определены или оспариваются важные темы, место принятия решений и другие обязательства. |
Отсутствие успешных мероприятий |
Люди не уверены в том, что означал бы успех в разрешении этой ситуации, и/или у них нет возможности оценить успешный для себя уровень. |
Недостаточное понимание причинно-следственных отношений |
Игроки не понимают причину произошедшей ситуации. Даже если они уверены в результатах, которые им необходимы, они не знают, как их добиться. |
Используемые обозначения и метафоры |
Вместо точных определений или логических аргументов игроки используют обозначения или метафоры для выражения своей точки зрения. |
Участие в решении вызывает нестабильность |
Индивидуальность ведущих разработчиков и влиятельных лиц изменяется, как только игроки вступают или покидают арену принятия решений. |
Таблица 2.1 Характеристики неясных, изменяющихся ситуаций (McKaskey, 1982)
Любая характеристика из таблицы 2.1 может послужить причиной неисполнения ожиданий на данный момент, поэтому, справедливо сказать, что в сегодняшнем мире изменения стали константой. Это положение можно проиллюстрировать тем, что проекты SAP существуют, пока системы остаются продуктивными. Так как бизнесу требуется постоянное развитие, и он к этому стремится, то необходима система поддержки.
2.3.2 Необходимость сопротивления
Общее непонимание сопротивления в том, что это феномен, являющийся препятствием, что-то, что нужно избежать, предотвратить и т.д. Сопротивление – это эмоция, а эмоция включает в себя энергию, которая необходима для движения из текущего состояния к будущему. Мнение, что сопротивление является плохим обстоятельством, исходит из факта, что эмоция интерпретируется как негативная, и энергия обычно направлена против изменения.
К тому же, эмоции заразительны. Если внешнее событие вызывает отрицательные эмоции у отдельного лица, они без труда проникают в команду, отдел или даже во всю организацию. Как результат, многие из нас пытаются избегать эмоций, которые мешают.
Дело в том, что не следует избегать сопротивления или предотвращать накапливание этой энергии. Задача заключается в перенаправлении этой эмоциональной энергии по пути достижения целей проекта. Для того чтобы дать некоторое представление о перенаправлении энергии, нужно отметить, что в первую очередь разгадка кроется в подозрении самого себя. Мы вернемся к этой теме позже в этой главе и в части III.
Ничего невозможно изменить без соответствующего количества энергии. Таким образом, сопротивление – это не проблема, а средство для достижения целей. Реальной проблемой является безразличие. Безразличие означает, что изменение такое однообразное, такое обобщенное, что оно не вызывает какого-либо препятствия, мешающего исполнению ожиданий людей. Безразличие означает: нет препятствия, нет эмоций, нет ожиданий, нет заряда, полная остановка. Нет ничего хуже людей, которым все безразлично. Поэтому, необходимо быть предельно ясным при представлении изменений. В противном случае, есть риск оказаться в тупике безразличия.
2.3.3 Четыре основные эмоции
Необходимо знать, что существуют четыре основные эмоции, т.е. четыре основных вида топлива, содержащих энергию, которая необходима нам для перехода из одного состояния в другое. Страх, злость, печаль, и счастье являются четырьмя основными эмоциями, которые может испытать любой человек в любой культурной среде. Аналогично четыре основных вкуса: горький, сладкий, кислый и соленый.
Страх, злость и печаль не обязательно являются отрицательными. Как и соленый, горький и кислый, они могут быть весьма хорошими. Любим ли мы вкус чего-нибудь – полностью субъективный вопрос. Это зависит от нашего опыта, образования и компании, в которой мы находимся. Аналогично, испытываем ли мы изменение положительным или отрицательным образом также зависит от нашего опыта, образования и компании. Это очень ценное понимание, т.к. это доказывает, что эмоции следуют за убеждениями (а совсем не наоборот).
2.3.4 Понимание эмоций
Проблема с эмоциями заключается не в их силе, а скорее в факте, что они всегда замаскированы. Вы почти никогда не услышите, как люди говорят, что они напуганы, разозлены или обеспокоены из-за каких-либо изменений. Люди сообщают о своих эмоциях завуалировано, “играют в игры”. Анализ этих игр является областью исследования Трансактного анализа Стюарта и Джойнса (Stewart & Joines, 1987).
Трансактный анализ предлагает простой декодер для понимания эмоций, возникающих в результате изменения: он называется Драматический треугольник Карпмана (Karpman, 1968). Страх, злость и печаль занимают основные роли в этой игре. Связанные роли:
- Роль Преследователя
- Роль Спасателя
- Роль Жертвы
Преследователь считает других “не в порядке” и использует это, обвиняя их, принижая, оказывая на них давление и т.д. Спасатель также считает других “не в порядке”, но помогает им, так как убежден, что они неспособны справится самостоятельно. Жертва считает себя “не в порядке”, и поэтому разыскивает преследователя для подтверждения этого или спасателя, потому как он или она “неспособны бороться с этим”. Наверное, роль жертвы является самой эффективной из всех трех. Хорошая жертва может создать преследователя в любой ситуации.
Как показано на Рис. 2.5, каждой ролью в драматическом треугольнике управляет эмоция:
Рис. 2.5 Драматический треугольник по Карпману (Karpman, 1968) и Каллахану (Callahan, 2004)
Преследователь (Злость)
Видит только ошибки проекта SAP, критичен; часто в плохом настроении.
Спасатель (Страх)
Всегда выкладывается на все сто, чтобы “помочь” другим; всегда очень занят, утомлен, временами страдает от одиночества; полностью поглощен проектом SAP и не имеет даже пяти минут для самого себя.
Жертва (Печаль)
Не отвечает, не помогает, никогда не имеет своей точки зрения. “Я не знаю/я
Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland
ЗарегистрироватьсяУ вас уже есть учетная запись?
Войти