Меню

"Американские горки" эмоций внедрения SAP. Часть 2

|

Вторая часть главы "Американские горки" эмоций, где освещаются сопротивление и связанные с ним эмоции, а также два способа проведения организационных изменений.

2.3 Сопротивление

Сопротивление – это эмоция, возникающая, когда что-либо на данный момент нарушает наши ожидания. В этом определении важными являются два слова:

Эмоция
Сущность сопротивления – это то, что создает эмоцию. Это означает что- либо нелогичное, нерациональное, и, более того, непредсказуемое.

Ожидание
Сопротивление возникает не только в тот момент, когда что-то изменяется, но и когда наши ожидания не оправдываются, какой бы рациональной не была причина этого.

2.3.1 Различные виды препятствий

О чем именно мы говорим, когда обсуждаем препятствия, мешающие исполнению наших ожиданий? Другими словами: как расценить наблюдаемое изменение? McKaskey (1982) обобщил характеристики неясных, изменяющихся ситуаций в Таблице 2.1.

Характер самой проблемы является спорным

“Что является проблемой” остается неясным. У руководителей лишь нечеткие или спорные определения проблемы. Зачастую какая-либо “проблема” переплетена с другими непонятными проблемами.

Информация (важность и надежность) является проблематичной

В результате сомнительного определения проблемы, сбор и классификация информации также становятся проблемой. Информационный поток становится либо огромным, либо недостаточным. Данные могут быть неполными и вызывающими сомнение.

Сложные противоречивые препятствия

Для подобных появляющихся данных, игроки создают сложные и иногда противоречивые препятствия. Обстоятельства и их смысл можно толковать несколькими различными путями.

Различные ценностные ориентации, политико-эмоциальные противоречия

Без объективных критериев, для понимания ситуации игроки полагаются на личностные и/или профессиональные ценности. Противоречия различных ценностей зачастую накаляют ситуацию политически и эмоционально.

Неясные либо сложные и противоречивые цели

Либо цели являются неопределенными, либо они ясно определены, но противоречивы.

Отсутствие времени, средств или внимания

Создается сложная хаотичная ситуация в результате отсутствия одного или нескольких из этих пунктов.

Возникновение противоречий и парадоксов

У ситуации, по-видимому, противоречивые свойства, отношения или требования.

Неопределенные роли, неясная ответственность

Игроки не имеют четко определенной совокупности видов деятельности, а от них ожидают действий. Не определены или оспариваются важные темы, место принятия решений и другие обязательства.

Отсутствие успешных мероприятий

Люди не уверены в том, что означал бы успех в разрешении этой ситуации, и/или у них нет возможности оценить успешный для себя уровень.

Недостаточное понимание причинно-следственных отношений

Игроки не понимают причину произошедшей ситуации. Даже если они уверены в результатах, которые им необходимы, они не знают, как их добиться.

Используемые обозначения и метафоры

Вместо точных определений или логических аргументов игроки используют обозначения или метафоры для выражения своей точки зрения.

Участие в решении вызывает нестабильность

Индивидуальность ведущих разработчиков и влиятельных лиц изменяется, как только игроки вступают или покидают арену принятия решений.

Таблица 2.1 Характеристики неясных, изменяющихся ситуаций (McKaskey, 1982)

Любая характеристика из таблицы 2.1 может послужить причиной неисполнения ожиданий на данный момент, поэтому, справедливо сказать, что в сегодняшнем мире изменения стали константой. Это положение можно проиллюстрировать тем, что проекты SAP существуют, пока системы остаются продуктивными. Так как бизнесу требуется постоянное развитие, и он к этому стремится, то необходима система поддержки.

2.3.2 Необходимость сопротивления

Общее непонимание сопротивления в том, что это феномен, являющийся препятствием, что-то, что нужно избежать, предотвратить и т.д. Сопротивление – это эмоция, а эмоция включает в себя энергию, которая необходима для движения из текущего состояния к будущему. Мнение, что сопротивление является плохим обстоятельством, исходит из факта, что эмоция интерпретируется как негативная, и энергия обычно направлена против изменения.

К тому же, эмоции заразительны. Если внешнее событие вызывает отрицательные эмоции у отдельного лица, они без труда проникают в команду, отдел или даже во всю организацию. Как результат, многие из нас пытаются избегать эмоций, которые мешают.

Дело в том, что не следует избегать сопротивления или предотвращать накапливание этой энергии. Задача заключается в перенаправлении этой эмоциональной энергии по пути достижения целей проекта. Для того чтобы дать некоторое представление о перенаправлении энергии, нужно отметить, что в первую очередь разгадка кроется в подозрении самого себя. Мы вернемся к этой теме позже в этой главе и в части III.

Ничего невозможно изменить без соответствующего количества энергии. Таким образом, сопротивление – это не проблема, а средство для достижения целей. Реальной проблемой является безразличие. Безразличие означает, что изменение такое однообразное, такое обобщенное, что оно не вызывает какого-либо препятствия, мешающего исполнению ожиданий людей. Безразличие означает: нет препятствия, нет эмоций, нет ожиданий, нет заряда, полная остановка. Нет ничего хуже людей, которым все безразлично. Поэтому, необходимо быть предельно ясным при представлении изменений. В противном случае, есть риск оказаться в тупике безразличия.

2.3.3 Четыре основные эмоции

Необходимо знать, что существуют четыре основные эмоции, т.е. четыре основных вида топлива, содержащих энергию, которая необходима нам для перехода из одного состояния в другое. Страх, злость, печаль, и счастье являются четырьмя основными эмоциями, которые может испытать любой человек в любой культурной среде. Аналогично четыре основных вкуса: горький, сладкий, кислый и соленый.

Страх, злость и печаль не обязательно являются отрицательными. Как и соленый, горький и кислый, они могут быть весьма хорошими. Любим ли мы вкус чего-нибудь – полностью субъективный вопрос. Это зависит от нашего опыта, образования и компании, в которой мы находимся. Аналогично, испытываем ли мы изменение положительным или отрицательным образом также зависит от нашего опыта, образования и компании. Это очень ценное понимание, т.к. это доказывает, что эмоции следуют за убеждениями (а совсем не наоборот).

2.3.4 Понимание эмоций

Проблема с эмоциями заключается не в их силе, а скорее в факте, что они всегда замаскированы. Вы почти никогда не услышите, как люди говорят, что они напуганы, разозлены или обеспокоены из-за каких-либо изменений. Люди сообщают о своих эмоциях завуалировано, “играют в игры”. Анализ этих игр является областью исследования Трансактного анализа Стюарта и Джойнса (Stewart & Joines, 1987).

Трансактный анализ предлагает простой декодер для понимания эмоций, возникающих в результате изменения: он называется Драматический треугольник Карпмана (Karpman, 1968). Страх, злость и печаль занимают основные роли в этой игре. Связанные роли:

  • Роль Преследователя
  • Роль Спасателя
  • Роль Жертвы

Преследователь считает других “не в порядке” и использует это, обвиняя их, принижая, оказывая на них давление и т.д. Спасатель также считает других “не в порядке”, но помогает им, так как убежден, что они неспособны справится самостоятельно. Жертва считает себя “не в порядке”, и поэтому разыскивает преследователя для подтверждения этого или спасателя, потому как он или она “неспособны бороться с этим”. Наверное, роль жертвы является самой эффективной из всех трех. Хорошая жертва может создать преследователя в любой ситуации.

Как показано на Рис. 2.5, каждой ролью в драматическом треугольнике управляет эмоция:

Рис. 2.5 Драматический треугольник по Карпману (Karpman, 1968) и Каллахану (Callahan, 2004)

Преследователь (Злость)
Видит только ошибки проекта SAP, критичен; часто в плохом настроении.

Спасатель (Страх)
Всегда выкладывается на все сто, чтобы “помочь” другим; всегда очень занят, утомлен, временами страдает от одиночества; полностью поглощен проектом SAP и не имеет даже пяти минут для самого себя.

Жертва (Печаль)
Не отвечает, не помогает, никогда не имеет своей точки зрения. “Я не знаю/я

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти