Цель ERP-проекта – «совершенствование бизнеса»
ДБС-методология, основываясь на Теории ограничений, утверждает, что целесообразное внедрение ERP возможно только после разрушения определенных деструктивных мемов в сознании менеджмента.
Следующим шагом (самым важным правилом) применения ДБС-методологии при внедрении ERP системы является применение мыслительных процессов «по Голдратту» для установления причинно-следственных связей между планируемыми изменениями в бизнес-процессах (инъекциями), планируемыми изменениями в СУБ и целью внедрения – повышением эффективности бизнеса.
«В каждом аспекте нашей жизни присутствуют элементы случайности, выбора и предопределённости.»
(Ницше. «Так говорил Заратустра»)
1. Концепция совершенстования бизнеса
1.1. Главная цель компании
Главная цели компании - максимизировать прибыльность бизнеса. Внимание! Не «бухгалтерскую» прибыль, а прибыль по Теории ограничений, т.е. ту, которая формирует положительный денежный поток.
Цель любого ERP-проекта совершенствования бизнеса - повысить эффективность деятельности (управления) компании до уровня, необходимого для достижения главной цели компании.
В качестве драйверов повышения эффективности бизнеса ДБС-методология (разработана в компании «Бюро диагностики бизнеса «Прагматик») рассматривает:
- Улучшение бизнес-процессов (Реинжиниринг);
- Совершенствование информационной системы управления бизнесом (СУБ).
ДБС-методология принимает в качестве показателей эффективности бизнеса пару таковых, предлагаемых ТОС:
- NP – чистая прибыль;
- ROI – возврат на инвестиции.
1.2. Два направления анализа эффективности
В рамках ДБС-методологии анализируется раздельно: эффективность бизнес-процессов (БП) и эффективность системы управления бизнесом (СУБ).
Авторы разделяют взгляды Голдратта, что оптимизируя усердно, но «локально» каждый бизнес-процесс чаще всего мы нанесём бизнесу в целом лишь ущерб. В соответствии с ДБС-методологией необходимо определить и учитывать (при определении scope проекта внедрения ERP системы) влияние повышения эффективности бизнес-процессов (реинжиниринга) на показатели эффективности бизнеса.
1.2.1. ДБС-анализ эффективности бизнес-процессов
Анализ эффективности бизнес-процессов по ДБС-методологии следует начинать с составления перечня «проблем» - нежелательных явлений (НЖЯ) в бизнес-процессах. НЖЯ - это симптомы неэффективности бизнес-процессов, наиболее типовые из них:
- Невыполнение заданий (в срок),
- Простои и сверхурочная работа,
- Жалобы клиентов (например, на качество обслуживание)
Чаще всего причинами НЖЯ в бизнес-процессах являются:
- Недостаточный уровень автоматизации процессов,
- Отсутствие эффективного контроля,
- Недостаточный уровень квалификации персонала.
Как мы уже упоминали ранее оптимизация бизнес-процессов (устранение НЖЯ) может как положительно, так и отрицательно влиять на эффективность бизнеса, например, повышение производительности ресурса часто ведёт к повышению запасов.
Наличие НЖЯ приводит в целом:
-
к снижению показателей эффективности бизнес-процессов (KPI):
- Производительность труда
- Точность доставки
- Удовлетворённость потребителя
- к снижению показателей эффективности бизнеса (см. выше).
НЖЯ в бизнес-процессах «беспокоят» рядовых сотрудников и менеджеров среднего звена. Улучшение бизнес-процессов (реинжиниринг) имеет смысл ТОЛЬКО тогда, когда оно приведёт к повышению эффективности бизнеса или обеспечит такое повышение в будущем.
1.2.2. Анализ эффективности СУБ
Нежелательные явления (НЖЯ) в ведении бизнеса – это симптомы неэффективности системы управления бизнесом. Примеры НЖЯ в ведении бизнеса:
- Срыв сроков поставок готовой продукции (оказания услуги);
- Недостаток оборотных средств;
- Производственные конфликты;
- Запасы и «незавершёнка» в недопустимых количествах;
- Необходимость ручного управления.
Типовые причины этих НЖЯ «скрыты» в СУБ:
- Отсутствие «правильного» управленческого учёта
- Мониторинг нерелевантных данных;
- Неадекватные управленческие решения;
- Неэффективные внутренние правила;
- Неэффективные политики закупок и поставок;
- Стремление к «локальной» эффективности.
Наличие НЖЯ в ведении бизнеса приводит в целом:
- к недопустимой длительность производственного цикла;
- к недопустимо высокому уровню запасов;
- к необходимости постоянного ручного управления;
- к неконкурентному положению на рынке: низкие, по сравнению с конкурентами, показатели NP и ROI.
2. Корневая причина неэффективности бизнеса
«Внедрять, чтобы внедрять, – только деньги терять.»
(ДБС-пословица)
Корневой причиной неэффективности бизнеса (бизнес-процессов и системы управления бизнесом) является использование устаревшей методологии ведения бизнеса, основанной на деструктивных «мемах» из «мира затрат»:
- Себестоимость;
- Запасы – это активы;
- Локальная оптимизация эффективна;
- Максимальная загрузка всех ресурсов эффективна;
- Чем больше данных, тем лучше;
- Главное - точность прогноза
ДБС-методология, основываясь на Теории ограничений, утверждает, что целесообразное внедрение ERP возможно только после разрушения этих мемов в сознании менеджмента.
Следующим шагом (самым важным правилом) применения ДБС-методологии при внедрении ERP системы является применение мыслительных процессов «по Голдратту» для установления причинно-следственных связей между планируемыми изменениями в бизнес-процессах (инъекциями), планируемыми изменениями в СУБ и целью внедрения –повышением эффективности бизнеса.
Об авторах:
Александр Дублин, бизнес-аналитик, с 1993 года по 2001 год работал бизнес - аналитиком на рынке ценных бумаг. С 2001 года работал в качестве бизнес-аналитика, консультанта по производству, менеджера проектов внедрения ERP системы (Axapta, SAP). С 2009 года работает как бизнес-аналитик - фрилансер. Занимается проблемами управления логистическим потоком и целесообразного внедрением ERP систем.
Яков Басок, бизнес-аналитик, с 1993 года по 2001 год работал бизнес - аналитиком на рынке ценных бумаг. С 2001 года работал в качестве бизнес-аналитика. Занимается проблемами управления логистическим потоком и целесообразного внедрением ERP систем.
Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland
ЗарегистрироватьсяУ вас уже есть учетная запись?
Войти