Стратегические сессии и шесть методов прогнозирования будущего
Стратегическая сессия - это не о стратегиях, а о решении проблем. Можно использовать этот инструмент, не вводя названием коллег в заблуждение, то есть не называя коллективное поиск решения проблем Стратегической сессией. Если же вы хотите обсудить будущее своей компании, то рекомендую воспользоваться предложенными в статье способами.
SAP-консультанты, как и другие работники “эмоциональной мышки и интеллектуальной клавиатуры”, периодически участвуют в Стратегических сессиях, а иногда и сами пытаются их проводить. В этой статье я делюсь с с вами своими идеями и соображениями по поводу участия и проведения “этого безобразия”, а также шестью методами прогнозирования будущего.
Основная мысль: Стратегическая сессия - это не о стратегиях, а о решении проблем. Можно использовать этот инструмент, не вводя названием коллег в заблуждение, то есть не называя коллективное поиск решения проблем Стратегической сессией. Если же вы хотите обсудить будущее своей компании, то рекомендую воспользоваться предложенными в статье способами.
О стратегических сессиях
Во-первых, стратегическая сессия - это “только” третий способ решения проблем (первые два: стандартное совещание и мозговой штурм), а не способ формирования стратегии.
Применяется этот способ для решения адаптивных проблем, он позволяет обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем в мире VUCA: изменчивость (volatility), неопределенность (uncertainty), сложность (complexity) и неясность (ambiguity).
Во-вторых, специалисты рекомендуют делать три типа стратегических сессий, не смешивая их, разделяя во времени: выработка взаимопонимания (1), поиск альтернатив (2), принятие решений (3).
В-третьих, конец года - не самое лучшее, а точнее, одно из самых худших времен года для проведения Стратегической сессию с целью выработки стратегии / плана на следующий год. Моя рекомендация: уходите от кругового восприятия времени к линейному и переходите к ролинговому планированию, да и отчетности тоже.
В-четвертых, для прогнозирования будущего применяйте один из шести рекомендуемых методов. Собственно о них далее и пойдет речь.
Шесть методов прогнозирования будущего
Если вы смотрите на свой бизнес и его окружение с позиций теории сложных систем, то для прогнозирования будущего можно (и нужно) применять один или несколько методов из шести рекомендуемых:
-
извлечение уроков из прошлого,
-
изучение “несостоявшихся” вариантов будущего,
-
рассмотрение версий антиутопического характера,
-
рассмотрение версий утопического характера
-
экстраполирование
-
сценарное планирование / ретрополяция.
Метод первый. Извлечение уроков из предыдущих концепций будущего
Согласно этому методу следует выполнить построение ретроспективы развития “успешных” новых идей и технологий и / или изучить предыдущие свои или чужие попытки прогнозирования будущего. При этом следует помнить, что одна из причин того, почему ожидание будущего оказывается верными в целом, но неверными относительно времени его реализации, кроется в том что будущему свойственна нелинейность.
Метод второй. Изучение “несостоявшихся” вариантов будущего
Согласно этому методу, если у вас “не срослось” то, успех чего вы уверенно прогнозировали в прошлом, необходимо провести анализ, почему так случилось. при этом следует помнить о наличии любопытный взаимосвязи между технологиями и будущем:
во-первых, ожидания будущего во многом зависит от меняющихся социокультурных ожиданий, а не только от технологических возможностей;
во-вторых, технологические разработки в одной сфере могут вызвать сдвиги в развитии технологии в другой (подробные “перекрещивания” весьма распространенное явление);
в-третьих, обычно мы думаем, что новая (=удобная) технология каким-то образом должна быстро заменить старую, но зачастую имеет место продолжительный период их совместного существования;
в-четвёртых, часто предполагается, что набор социальных практик остаётся неизменным, но такое бывает редко:новая технология не только заменяет старую, но и вызывает новые технологии, о которых никто и подумать ранее не мог.
При прогнозировании будущего мы зачастую чрезмерно сосредоточены на функционале технологий, игнорируя социально-экономические основы меняющихся обычаев и привычек. То, что потенциально успешной новая технология более функциональной, ещё не означает что она получит широкое распространение, станет модной, а факт обладание ею будет приносить удовольствие. Нам остается неясным, какие именно социальные практики станут возможности благодаря новой технологии.
Будущее может рассматриваться в качестве некого векселя, долгового обязательства, позволяющего подталкивать
Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland
ЗарегистрироватьсяУ вас уже есть учетная запись?
Войти