Меню

Стратегические сессии и шесть методов прогнозирования будущего

Стратегическая сессия - это не о стратегиях, а о решении проблем. Можно использовать этот инструмент, не вводя названием коллег в заблуждение, то есть не называя коллективное поиск решения проблем Стратегической сессией. Если же вы хотите обсудить будущее своей компании, то рекомендую воспользоваться предложенными в статье способами.

SAP-консультанты, как и другие работники “эмоциональной мышки и интеллектуальной клавиатуры”, периодически участвуют в Стратегических сессиях, а иногда и сами пытаются их проводить. В этой статье я делюсь с с вами своими идеями и соображениями по поводу участия и проведения “этого безобразия”, а также шестью методами прогнозирования будущего.

Основная мысль: Стратегическая сессия - это не о стратегиях, а о решении проблем. Можно использовать этот инструмент, не вводя названием коллег в заблуждение, то есть не называя коллективное поиск решения проблем Стратегической сессией. Если же вы хотите обсудить будущее своей компании, то рекомендую воспользоваться предложенными в статье способами.

О стратегических сессиях

    Во-первых, стратегическая сессия - это “только” третий способ решения проблем (первые два: стандартное совещание и мозговой штурм), а не способ формирования стратегии.

Применяется этот способ для решения адаптивных проблем, он позволяет обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем в мире VUCA: изменчивость (volatility), неопределенность (uncertainty), сложность (complexity) и неясность (ambiguity).

Во-вторых, специалисты рекомендуют делать три типа стратегических сессий, не смешивая их, разделяя во времени: выработка взаимопонимания (1), поиск альтернатив (2), принятие решений (3).

В-третьих,  конец года - не самое лучшее, а точнее, одно из самых худших времен года для проведения Стратегической сессию с целью выработки стратегии / плана на следующий год. Моя рекомендация: уходите от кругового восприятия времени к линейному и переходите к ролинговому планированию, да и отчетности тоже.

В-четвертых, для прогнозирования будущего применяйте один из шести рекомендуемых методов. Собственно о них далее и пойдет речь.

Шесть методов прогнозирования будущего

Если вы смотрите на свой бизнес и его окружение с позиций теории сложных систем, то для прогнозирования будущего можно (и нужно) применять один или несколько методов из шести рекомендуемых:

  1. извлечение уроков из прошлого,

  2. изучение “несостоявшихся” вариантов будущего,

  3. рассмотрение версий антиутопического характера,

  4. рассмотрение версий утопического характера

  5. экстраполирование

  6. сценарное планирование / ретрополяция.

Метод первый. Извлечение уроков из предыдущих концепций будущего

Согласно этому методу следует выполнить построение ретроспективы развития “успешных” новых идей и технологий и / или изучить предыдущие свои или чужие попытки прогнозирования будущего. При этом следует помнить, что одна из причин того, почему ожидание будущего оказывается верными в целом, но неверными относительно времени его реализации, кроется в том что будущему свойственна нелинейность.

Метод второй. Изучение “несостоявшихся” вариантов будущего

Согласно этому методу, если у вас “не срослось” то, успех чего вы уверенно прогнозировали в прошлом, необходимо провести анализ, почему так случилось. при этом следует помнить о наличии любопытный взаимосвязи между технологиями и будущем:

во-первых, ожидания будущего во многом зависит от меняющихся социокультурных ожиданий, а не только от технологических возможностей;

во-вторых, технологические разработки в одной сфере могут вызвать сдвиги в развитии технологии в другой (подробные “перекрещивания” весьма распространенное явление);

в-третьих, обычно мы думаем, что новая (=удобная) технология каким-то образом должна быстро заменить старую, но зачастую имеет место продолжительный период их совместного существования;

в-четвёртых, часто предполагается, что набор социальных практик остаётся неизменным, но такое бывает редко:новая технология не только заменяет старую, но и вызывает новые технологии, о которых никто и подумать ранее не мог.

При прогнозировании будущего мы зачастую чрезмерно сосредоточены на функционале технологий, игнорируя социально-экономические основы меняющихся обычаев и привычек. То, что потенциально успешной новая технология более функциональной, ещё не означает что она получит широкое распространение, станет модной, а факт обладание ею будет приносить удовольствие. Нам остается неясным, какие именно социальные практики станут возможности благодаря новой технологии.

Будущее может рассматриваться в качестве некого векселя, долгового обязательства, позволяющего подталкивать

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти