Меню

Роль аналитиков и аналитика в S/4HANA*

|

Определяющим фактором ценности решения ERP, является то, насколько хорошо оно может быть расширено для удовлетворения конкретных потребностей клиента. Расширение аналитических возможностей SAP S/4HANA выполняют аналитики, роль которых мы подробно рассмотрим в этой главе.

Определяющим фактором ценности решения ERP, является то, насколько хорошо оно может быть расширено для удовлетворения конкретных потребностей клиента. Расширение аналитических возможностей SAP S/4HANA выполняют аналитики, роль которых мы подробно рассмотрим в этой главе.

SAP S/4HANA Embedded Analytics 

The Comprehensive Guide

Jürgen Butsmann, Thomas Fleckenstein, Anirban Kundu

Книга адресована как аналитикам, так и бизнес-пользователям. Сконфигурируйте встроенную аналитику SAP S / 4HANA для своего ландшафта. Используйте её для оперативной отчетности и анализа процессов. Интегрируйте с другими инструментами SAP для хранения данных, бизнес-аналитики и прогнозной аналитики.

*Оригинал (англ.): SAP S/4HANA Embedded Analytics. The Comprehensive Guide. Юрген Буцманн, Томас Флекенштейн, Анирбан Кунду. Издательство SAP PRESS. Глава 6 (разделы 6.1 и 6.2). 2018, с. 209–225.

В предыдущих главах фокус внимания был сосредоточен на бизнес-пользователях. Как правило, компании хотят предоставить бизнес-пользователям свои собственные специфичные отчеты и ключевые показатели эффективности (KPI), расширяя тем самым первоначальный объем решения SAP S/4HANA. Сотрудников, которые позаботятся об этом, называют аналитиками. В этой главе подробно рассматриваются инструменты расширения для аналитиков. Помимо описания функций и возможностей доступных инструментов и взаимосвязей между ними, здесь представлен общий обзор процесса расширения аналитики с примерами передового опыта. Если не указано иное, все представленные примеры относятся к системе SAP S/4HANA Cloud 1805.

6.1 Роль аналитика

В организациях, где бизнес-пользователи в рамках выполнения ежедневных задач работают с отчетами и анализируют данные, есть также и специалисты, которые готовят эти отчеты или адаптируют их под конкретные потребности предприятия. Это придает уверенности в том, что внутренние и внешние стандарты и правила соблюдаются, а требования по запросу бизнес-пользователей преобразуются в соответствующие отчеты, KPI или иные объекты аналитики.

Роль аналитика в SAP S/4HANA может выполнять сотрудник бизнес-подразделения такого как финансы, сбыт или закупки, но не ИТ. Как правило, аналитик имеет больше опыта по сравнению с коллегами в выполнении следующих задач:

  • Отслеживание и анализ определенной бизнес-области или процесса (сбыт, закупки, закрытие периода).
  • Работа с доступными бизнес-данными и релевантными для отчета полями, а также фильтрация этих данных для обеспечения корректности числовых показателей.

Аналитик выполняет следующие основные задачи:

  • Централизованное отслеживание информации, предоставляемой команде: чего не хватает и как получить доступ к дополнительной информации, например, посредством отчетов и KPI.
  • Проверку доступного бизнес-содержимого, поставляемого SAP, перед запуском в промышленную эксплуатацию, а также его расширение с помощью дополнительных KPI, отчетов, аналитических запросов и прочего при необходимости.
  • Внесение необходимых изменений и реализацию оперативных запросов от бизнес-пользователей после начала промышленной эксплуатации.

Цель аналитика — предоставить команде тщательно подготовленный портфель информационных ресурсов, который коллеги смогут использовать в своей ежедневной работе, определяя бизнес-процессы и экономя время на реализацию оперативных запросов от бизнес-пользователей и любых необходимых изменений в отчетах, KPI и пр.

«На мой взгляд особенность бизнес-аналитика в компании заключается в том, что он может выполнять стратегическое управление требованиями. Специалист должен быть не просто прослойкой между бизнесом и разработчиком, а иметь представление о задачах, которые реализовывались ранее, понимать текущую задачу и верхнеуровнево представлять, как и с помощью какого инструмента ее можно реализовать. Данная глава, как раз показывает, что при правильном подходе, знаний аналитика может хватить для того, чтобы некоторые задачи не отдавать в разработку, — можно найти подходящие модели в текущей архитектуре и сократить время на получение необходимой информации» (Антон Попов, САПРАН).

«Стать партнером и завоевать доверие клиента, непрерывно создавать ценность, опережая потребности бизнеса, становиться все сложнее в условиях рыночной неопределенности и нестабильности внешней среды. Сотрудникам необходимы инструменты, позволяющие быстро оценивать ситуацию и корректно реагировать на действующие изменения. Постоянно оценивать эффективность до и после каждого усилия и изменения, фильтровать и брать в работу только самое необходимое, повышать скорость реализации изменений и развивать горизонтальное взаимодействие Бизнеса и ИТ, минуя при этом вертикальные рубежи – все это позволит сделать Аналитик – персона, которая знает текущие потребности организации, а также как их реализовать, используя возможностями системы. Данная глава позволяет на примере расширения аналитических возможностей S/4HANA остановиться на этой роли подробнее» (Кирилл Яковлев, САПРАН).

Рассмотрим процесс создания новых объектов аналитики и обсудим инструменты, доступные в SAP S/4HANA.

6.1.1 Обзор процесса

В следующих разделах описан стандартный процесс, многократно повторяемый аналитиком при создании новых отчетов и KPI (см. Рис. 6.1).

Рис. 6.1. Процесс создания KPI и отчетов

Определение источника данных

Процесс создания нового отчета или KPI с нуля обычно начинается с определения источника данных для необходимого объекта аналитики. Такими источниками являются ракурсы из виртуальной модели данных SAP S/4HANA типа куб или измерение. Инструментом для поиска таких источников является браузер ракурсов SAP S/4HANA View Browser app. Для получения подробной информации по работе с этим приложением см. раздел 6.2. Следует обратить внимание на следующее:

  • Реальные данные хранятся не в этих ракурсах, а в таблицах баз данных SAP HANA. Поэтому добавление новых ракурсов в виртуальную модель данных не приведет к росту объема хранимых транзакционных данных (пару байт на определение ракурса можно не учитывать).
  • Вы можете начать процесс создания, допустим, нового пользовательского ракурса виртуальной модели данных (шаг 2) или нового аналитического запроса (шаг 3), KPI или отчета (шаг 4) напрямую из соответствующего приложения: «Пользовательские ракурсы CDS» (“Custom CDS Views”), «Пользовательские аналитические запросы» (“Custom Analytical Queries”), «Создание KPI» (“Create KPI”) или «Создание отчетов» (“Create Report apps”).

Рассмотрим подробнее процесс создания определенных типов аналитических объектов.

Пользовательские ракурсы CDS

Если подходящего ракурса виртуальной модели данных типа «куб» или «измерение» не найдено (ракурса, который может послужить основой для создания нового аналитического запроса), аналитик может создать новые ракурсы любого типа, используя существующие ракурсы виртуальной модели данных. Подробно этот процесс описан в разделе 6.3.1.

Аналитический запрос

Аналитические запросы создаются на основе ракурсов виртуальной модели данных типа «куб» или «измерение». В запросе аналитик выбирает поля, устанавливает фильтры, создает дополнительные рассчитанные или ограниченные показатели, а также определяет базовый формат путем выбора полей, которые будут отображаться в столбцах и строках. Для получения подробной информации по созданию запроса см. раздел 6.3.2.

Наличие аналитического запроса является необходимым условием для аналитических объектов, которые используются бизнес-пользователями, таких как KPI, многомерные отчеты, отчеты в виде списков, а также смена и детализация развертки в ходе анализа данных. Таким образом, создание новых запросов и поддержка уже существующих, вероятно, станет основной задачей аналитика.

Создание KPI и отчетов

В SAP S/4HANA пользовательские аналитические запросы можно применять в различных целях. Для KPI существуют специальные приложения, которые обрабатывают все аспекты конфигурирования. Эти инструменты подробно описаны в разделе 6.4.

Для отчетов в виде списков (list-like reports) конфигурирование выполняется с помощью аналогичных приложений. Такие отчеты в виде списков или страницы аналитических списков (analytical list pages) основаны на конфигурируемом шаблоне, который отображает данные OData-сервиса. Внешний вид отчета в некоторой степени можно изменять: для конфигурирования доступны область фильтров, диаграмма и таблица.

Указанные в шаге 4.3 многомерные отчеты (Рис. 6.1) лучше всего можно описать как тщательно продуманные сводные таблицы, знакомые нам из приложений обработки электронных таблиц. С их помощью можно гибко создавать промежуточные суммы, средние значения, минимальные и максимальные значения, изменение срезов данных (slicing and dicing), а также выполнять фильтрацию и детализацию (drilldown). Данные в многомерных отчетах могут быть представлены в виде таблицы или графика. Для получения подробной информации о создании отчетов обоих видов см. раздел 6.3.2 и раздел 6.5.

Обязательно учитывайте следующий технический аспект: в то время как KPI и страницы аналитических списков получают данные, подлежащие визуализации, по OData протоколу, для многомерных отчетов используется протокол SAP-specific Information Access (InA).

Публикация для конечного пользователя или в каталогах SAP Fiori

Существует два способа публикации отчетов и пользовательских ракурсов виртуальной модели данных:

  1. Сделать пользовательский ракурс доступным для внутреннего использования в SAP S/4HANA или для использования внешним сервисом. В этом случае создается OData сервис, который может быть использован, например, отчетами в виде списков или KPI. Подробно данный способ рассматривается в разделе 6.3.
  2. Создать приложение SAP Fiori и соответствующую плитку для панели запуска SAP Fiori launchpad. При этом аналитик может выбрать бизнес-каталог, в котором будет отображаться приложение SAP Fiori, и, таким образом, косвенно повлиять на то, каким пользователям это приложение будет доступно. Для получения дополнительной информации см. раздел 6.2.2 и раздел 6.3.2 по многомерным отчетам.

Перенос

Поскольку все операции аналитик выполняет в системе разработки (которая иногда упоминается как система обеспечения качества или тестовая система), созданные объекты необходимо перенести в систему промышленной эксплуатации, чтобы сделать их доступными для бизнес-пользователей. Приложения, с помощью которого можно выполнить перенос, для роли аналитика не предусмотрено. Необходимо использовать Export Software Collection app (F1433), доступное в роли администратора.

Оформите подписку sappro и получите полный доступ к материалам SAPPRO

У вас уже есть подписка?

Войти