2. Построение типовой системы управления ТОРО на платформе SAP ERP. Часть 6
Данная глава посвящена построению типовой системы управления ТОРО на платформе SAP ERP.
2.5.4. Сводное календарное и ресурсное планирование ТОРО
Как уже было показано на Рис. 55, стратегии, технологические инструкции/карты и планы предупредительного ТОРО представляют собой информационную основу для формирования сводных долгосрочных календарных и ресурсных планов. Стандартные средства SAP ERP недостаточно удобны для использования, требуют от пользователей выполнения большого числа действий, а экранные представления планов не соответствуют общепринятым в отечественной практике формам (Рис. 63).
Стандартный ракурс SAP
Рис. 63
Для исключения этих неудобств выполнена доработка ПО SAP ERP, предоставляющая два ракурса представления сводного плана ТОРО: календарный и ресурсный. Одна из ключевых концепций построения эффективных систем управления – это обеспечение максимально возможной производительности управленческого труда. Процесс долгосрочного планирования – циклический и итеративный процесс, в ходе которого многие исходные данные многократно модифицируются. Доработка ПО SAP ERP дополняет функциональные возможности экранных форм способностью выполнять ряд действий (транзакций) по изменению исходных данных для планирования непосредственно из окна формы. На форме календарного ракурса (Рис. 64) с помощью цветовой легенды можно визуально оценить состояние запланированной работы (срок еще не наступил, работа в стадии выполнения, срок начала работ пропущен). Календарный план в системе управления ТОРО, в отличие от традиционного календарного плана, подготовленного в формате таблицы Excel, динамичен и может непрерывно обновляться и корректироваться как по данным о фактическом исполнении плановых работ, так и в случаях оперативного изменения циклов и стратегий ТОРО. Такая динамичность календарного плана делает его активным инструментом оперативного управления процессами ТОРО. Пересчет календарного графика может осуществляться как по запросу, так и в режиме регулярного исполнения фонового задания. Для предоставления календарного плана руководству компании для утверждения или надзорным органам для ознакомления, он может быть распечатан в соответствие с установленным форматом, для чего на панели управления предусмотрена соответствующая кнопка.
Календарный ракурс
Рис. 64
Если календарный ракурс плана интересен для оперативного управления процессами ТОРО, то ресурсный ракурс плана представляет особый интерес для управления экономическими показателями процессов ТОРО. Возможности группирования и агрегирования стоимостных данных, представленных в таблице, позволяют оценить предстоящие затраты в самых различных разрезах (Рис. 65). Именно из этого представления долгосрочного плана можно делать заключения о распределении затрат по производителям работ, поставщикам услуг ТОРО, по группам и видам оборудования, по календарным периодам. Используя данные ресурсного плана можно построить графики потребления финансовых ресурсов, графики загрузки производственного персонала и, при необходимости, произвести выравнивание потребления и исключение пиковых нагрузок, превышающих платежные или производственные возможности компании. Исходя из данных ресурсного представления долгосрочного плана, должны формироваться предложения по формированию бюджета компании в части затрат на обслуживание и содержание основных производственных фондов. Должна быть исключена практика формирования бюджета ТОРО с помощью оглядки на прошлые периоды. Как уже говорилось долгосрочный план ТОРО – это комплекс программ по достижению заданных показателей эффективности. Любые изменения и сокращения должны быть мотивированны изменениями целевых значений этих показателей.
Ресурсный ракурс
Рис. 65
Еще одним весьма перспективным направлением использования долгосрочного плана ТОРО является моделирование потребления запасных частей. Как известно, процессы закупки запасных частей сопряжены с выполнением ряда процедур, отнимающих довольно большое время. Обычным считается срок поставки от 45 до 90 дней. Поэтому задача обеспечения ремонтных мероприятий необходимыми запасными частями решается путем поддержания на складе некоторого минимального (страхового) уровня запасов. Задача определения такого уровня – весьма нетривиальная. Потребители запасных частей всегда склонны к существенному завышению этого уровня, что бы гарантировать себе спокойную жизнь. Но это приводит к неоправданно большому запасу и, следовательно, к замораживанию оборотных средств. Опыт показал, что в большинстве случаев подсистема SAP ППМ (планирования потребности в материалах), способная автоматически создавать заявки на закупку материалов на основе значений минимальных (страховых) запасов, на практике не работает именно потому, что критические уровни запасов создаются без должного обоснования, что влечет избыточную потребность в закупках ТМЦ. Одним из решений этой проблемы является моделирование будущего расхода ТМЦ на основе долгосрочного плана ТОРО. Процедура подбора минимального (страхового) уровня запаса не может быть полностью автоматизирована. Ее нужно выполнять по каждой материальной позиции индивидуально, поэтому применение механизма моделирования имеет смысл только для достаточно дорогостоящих и уникальных запасных частей и комплектующих изделий. В основе модели лежат расчетная удельная норма потребления выбранной товарно-материальной позиции на один ремонт (рассчитываемая на основе статистических данных о списании данной позиции на заказы ТОРО) и планируемые даты ремонтных мероприятий, на которые может потребоваться данная запасная часть. Ожидаемый график потребления сопоставляется с выбранным минимальным уровнем запаса и моделируется создание заявки на закупку с учетом текущего уровня запасов данной позиции на складах (Рис. 66). По заданному значению продолжительности исполнения заявки, вычисляется ожидаемая дата пополнения запаса и корректируется график расходования запасной части. Манипулируя регулируемыми параметрами можно добиться таких значений, при которых будет исключена возможность запаздывания пополнения запаса и создания ситуации отсутствия необходимой детали на момент запланированного ремонтного мероприятия (Рис. 67).
Ситуация до оптимизации минимального уровня
Рис. 66
Ситуация после оптимизации уровня запаса и срока поставки
Рис. 67
Подсистема оперативного управления работами ТОРО
Общая эффективность системы и, в конечном итоге доходность компании, складывается из множества, казалось бы, незаметных ежедневных решений оперативного персонала, но в сумме именно эти решения и определяют эффективность бизнеса в целом. Как бы не были значительны и кардинальны решения, принимаемые на уровне топ-менеджмента, какую бы эффективность они не сулили, их реализация осуществляется руками и головами специалистов на уровне промыслов и аппарата управления. Подсистема оперативного управления ТОРО – это наиболее активно используемая этими специалистами подсистема ИСУ предприятием, поэтому к ее построению следует подходить с особой тщательностью. От того насколько детально, корректно и своевременно документируются в системе SAP ERP все оперативные решения целиком и полностью зависит точность и корректность расчета показателей эффективности работы системы ТОРО. А от достоверности этих показателей напрямую зависит управляемость и, следовательно, эффективность самой системы ТОРО.
2.6.1. Возможные схемы организации ТОРО
В практике нефтегазодобывающих компаний используются различные схемы организации ТОРО:
- Внешний производственный сервис – все работы по ТОРО для всего технологического оборудования выполняются подрядными организациями на договорных условиях. Для этой схемы в SAP ERP реализуется бизнес-процесс «Управление закупками услуг по ремонту, техническому обслуживанию оборудования при выполнении работ внешней подрядной организацией».
- Внутренний производственный сервис – все работы по ТОРО для всего технологического оборудования выполняются силами специализированных структурных подразделений, входящих в организационную структуру компании-собственника оборудования, либо представляющих собою 100% зависимые общества. Для этой схемы реализуется бизнес-процесс «Управление ремонтом, техническим обслуживанием оборудования при выполнении работ собственными силами».
- Смешанный производственный сервис – часть производственных объектов передана на обслуживание подрядным организациям, а другая часть обслуживается силами специализированных структурных подразделений, входящих в организационную структуру компании-собственника оборудования, либо представляющих собою 100% зависимые общества. В этом случае в системе SAP ERP реализуются оба вышеуказанных бизнес-процесса.
Вопрос выбора схемы организации ТОРО, на самом деле, не прост и вызывает до сих пор много дискуссий о том, что экономически выгодней – обслуживать самим или передать эту функцию сервисным организациям. Часто выбор в пользу обслуживания собственными силами мотивируется меньшей стоимостью по сравнению со стоимостью внешнего сервиса. Но это мнение обманчиво, потому что сравнения стоимостей, как правило, проводится некорректно. В стоимости работ, выполняемых собственными производственными подразделениями, учитываются только прямые затраты (труд и материалы), а все косвенные затраты «размазываются» по общезаводским и общецеховым затратам. При существующих правилах и методах бухгалтерского и управленческого учета удается оценить только общую стоимость содержания и обслуживания основных производственных фондов в целом по предприятию, что вполне достаточно для оценки себестоимости продукции, для формирования налоговой, государственной и корпоративной финансовой отчетности. Но сравнить тарифы обслуживания внешней подрядной организации и тарифы внутренней себестоимости работ по обслуживанию и ремонту по конкретным видам работ, по конкретным видам оборудования без использования данных предоставляемых подсистемой оперативного управления ТОРО в SAP ERP, не представляется возможным. Только
Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland
ЗарегистрироватьсяУ вас уже есть учетная запись?
Войти