3. Управление рисками при разработке систем ТОРО
Как и все проекты внедрения информационных технологий, проект разработки системы управления на платформе SAP ERP является высоко рискованным проектом. Набор рисков достаточно велик - от потери управляемости проектом до получения неэффективной системы, не оправдывающей ожидания заказчика. На практике избежать всех возможных рисков не удается, но многолетним опытом разработки и внедрения подобных систем отработаны действенные меры по снижению или полному предупреждению рисков, связанных с разработкой систем управления ТОРО. Безусловно, все эти меры применимы и для других систем и проектов, но здесь они приводятся в контексте Концепции построения эффективной системы управления бизнес-процессами ТОРО.
3.1. Потеря управляемости проектом
Факторы, способствующие возникновению риска
|
Следствия
|
Действия, направленные на снижение риска
|
-
Недостаточно высокий ранг руководителя проекта в иерархии управления Компанией.
-
Нерегулярность в работе управляющего органа проекта и необязательность исполнения его решений.
-
Передача функций по согласованию проектных документов от руководителей служб и отделов рядовым сотрудникам.
-
Слабое администрирование проектом, отсутствие жесткого контроля исполнения этапов работ и качеством выполненных работ.
|
-
Невыполнение установленных сроков выполнения как отдельных этапов, так проекта в целом.
-
Превышение установленных бюджетных рамок проекта.
-
Имиджевые потери для Исполнителя. Факт неудачного завершения проекта достаточно быстро становится известным среди будущих потенциальных заказчиков.
|
-
Своевременное формирование управляющих органов Проекта.
-
Своевременное назначение ответственных и ключевых специалистов для работы в Проекте.
-
Обеспечение регулярных заседаний управляющих органов Проекта.
-
Своевременная эскалация важных открытых вопросов и проблем для разрешения на управляющие органы Проекта и его Спонсора;
-
Разработка всех необходимых стандартов и процедур управления Проектом.
-
Обязательное выполнение всех принятых стандартов управления Проектом (управление сроками, возникающими проблемами).
-
Своевременная разработка и утверждение процедур согласования документации и разрешения открытых вопросов и их обязательное соблюдение.
|
3.2. Недостаточный статус Проекта в Компании
Факторы, способствующие возникновению риска
|
Следствия
|
Действия, направленные на снижение риска
|
-
Приоритеты проекта по мере его исполнения становятся все менее важными для сотрудников Компании и вовлеченных в работы по проекту (прежде всего - ответственных и ключевых специалистов).
-
Коллектив будущих пользователей не принимает активного участия в проекте.
-
Решения команды проекта являются второстепенными по отношению к оперативным решениям руководителей служб и отделов, участвующих в проекте.
-
Нежелание специалистов заказчика участвовать в общепроектных мероприятиях и тестировании системы.
-
Проектная команда «исчезает» из поля зрения остальной организации.
-
Возникновение окружающей обстановка типа - “свои против чужих» (члены Проектной группы);
|
-
Неэффективность инвестиций, вложенных в проект.
-
Возникновение финансовых претензий к Исполнителю на конечных стадиях расчетов по выполненным работам.
-
Имиджевые потери для Исполнителя.
|
-
Спонсором проекта должен быть один из топ-менеджеров Компании, ясно осознающий необходимость перемен в организации системы ТОРО.
-
Управляющие органы Проекта и руководство Компании должны демонстрировать постоянную поддержку проекта.
-
Участие высшего руководства Компании в заседаниях управляющих органов и общих мероприятиях Проекта.
-
Открытое, последовательное и непрерывное общение руководства Компании с членами проектной команды.
-
Вовлечение конечных пользователей в ознакомление и сквозной контроль документов проекта.
-
Контроль высшего руководства за прохождением контрольных точек проекта и достижения запланированных результатов в них.
-
Своевременное и адекватное стимулирование достижений и порицание неисполнения решений и поручений. Проекта на высшем уровне руководства
-
Престижное обучение и гарантии перспективы роста сотрудникам, прошедшим «горнило» проектных работ.
|
3.3. Отсутствие потребителей информации предоставляемой системой
Факторы, способствующие возникновению риска
|
Следствия
|
Действия, направленные на снижение риска
|
-
Отсутствие спроса на информацию о ТОРО из системы со стороны топ-менеджеров Заказчика и, как следствие, некачественное и несвоевременное занесение транзакционных данных.
-
Сохранение ранее существовавших альтернативных (внесистемных, вербальных) источников информации.
-
Слабая проработка каталогов, классификаторов и несоответствие их реальным потребностям группирования и агрегирования данных.
-
Слабое использование данных по отказам и нарушениям в работе при планировании ТОРО.
-
Нарушения процесса передачи знаний от команды консультантов специалистам Заказчика.
-
Низкая первоначальная квалификация конечных пользователей и ее «размывание» в процессе ротации кадров.
-
Недостаточная аналитическая культура у специалистов Заказчика. Отсутствие у них знаний и навыков применения методов моделирования и анализа.
-
Отсутствие ясно осознаваемых и регламентированных критериев оценки деятельности служб ТОРО.
-
Некритичное исполнение при проектировании всех частных требований конечных пользователей, продиктованных их желанием сохранить и воспроизвести существующие принципы управления ТОРО.
-
Низкая начальная квалификация пользователей системы SAP ERP и постоянное ее «размывание» вследствие ротации кадров
|
-
Работа системы «вхолостую».
-
Потеря интереса к данным предоставляемым системой.
-
Неэффективность инвестиций в проект.
|
-
Разработка программных интерфейсов, - обеспечивающих интуитивно понятное взаимодействие пользователей с системой, сделав их действиями похожими на действия, выполняемые в общепринятых офисных программах.
-
Увеличение производительность труда, снижение вероятности ошибок и несвоевременности ввода данных в системе SAP ERP путем создания интерфейса работающих по принципу «единого окна» когда большинство действий в системе осуществляются в рамках одной экранной формы.
-
Отход от дискретно-транзакционного метода реализации функциональных задач и переход к методам комплексного решения задач, обеспечивающим сквозной процесс исполнения функциональных обязанностей специалистов.
-
Размещение всей отчетной и аналитической информации на общедоступном корпоративном портале, с возможностью глубокого погружения от максимально агрегированного уровня до весьма детального уровня представления данных.
-
Формирование пула «продвинутых пользователей», способных выполнять аналитические функции, за счет специалистов, участвующих в предварительных испытаниях и опытной эксплуатации системы.
-
Реализация системы дистанционного обучения и тестирования пользователей на базе портальных технологий
-
Размещение всей необходимой эксплуатационной документации (Руководства пользователей, учебные и демонстрационные материалы) непосредственно на ресурсах SAP ERP (Business Market Place).
-
Своевременное и качественное обучение и постоянное повышение квалификации пользователей SAP путем создания системы дистанционного обучения.
|
3.4. Несбывшиеся ожидания Заказчика по эффективности системы
Факторы, способствующие возникновению риска
|
Следствия
|
Действия, направленные на
|
Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland
Зарегистрироваться
У вас уже есть учетная запись?
Войти