Ключевые показатели эффективности как инструмент управления логистикой снабжения МТР
Введение
Основным видом деятельности нефтяной компании (НК) является добыча и переработка нефти и попутного газа. Для добычи нефти необходимы основные средства (освоенные скважины, оборудование, здания и сооружения), материально-технические ресурсы (МТР) и услуги по ремонту и техническому обслуживанию нефтепромыслового оборудования и техники, которые в ОАО «Сургутнефтегаз» обеспечивают структурные подразделения (СП) компании. Эти подразделения взаимодействуют между собой и нуждаются в МТР (запчасти, расходные материалы, спецодежда, топливо и т. д.), которые закупаются у поставщиков и распределяются по нескольким каналам поставки, включая централизованные закупки через центральные базы снабжения (ЦБС). Упрощенная схема взаимодействия СП компании по обеспечению основной производственной деятельности представлена на Рис.1.
Цепи поставок снабжения МТР, в отличие от цепей поставок готовой продукции, обладают рядом особенностей, которые значительно усложняют управление ими. Во-первых, планируется большое количество МТР, которое может доходить до сотен тысяч. Во-вторых, цепь поставок состоит из большого количества заводов и складов (несколько сотен), в том числе планируется завоз на удаленные склады на кустах. В-третьих, сложен процесс формирования производственной потребности, который зависит от множества факторов. Эта потребность распределяется через несколько каналов поставки — центрозавоз, консигнация, и т. д. И в довершение, необходимо учитывать наличие собственного производства для ряда изделий (нестандартное оборудование, резинотехнические изделия, и т. д.) и восстановительные ремонты узлов оборудования.
Рис.1
Учитывая сложность и взаимосвязанность процессов производства и снабжения МТР нефтяной компании, для эффективного планирования и управления этими процессами требуется системный подход, основанный на теоретической базе, передовом опыте и лучших практиках. Таким подходом является SCM — управление цепями поставок, в основу которого положен принцип многоступенчатой интеграции. Структурные подразделения одной компании и даже отдельные компании рассматриваются как элементы интегрированной цепи поставок, по которой движутся финансовые, материальные и информационные потоки. Стоит отметить, что внедрение концепции SCM в принципе стало реально только благодаря созданию информационно-компьютерных систем для планирования, анализа и управления инфраструктурой, материальными ценностями, информационными потоками.
Эффективное управление процессами производства и логистики предприятия возможно только при наличии актуальной и структурированной информации о состоянии элементов цепи поставок и процессов, в ней протекающих. Общепризнанной системой измерения эффективности предприятия является сбалансированная система ключевых показателей эффективности (КПЭ) [1, 2]. Эта система детально разработана, увязана со стратегией предприятия, и успешно применяется во всем мире. Для измерения эффективности процессов производства и логистики используется модель Supply Chain Operations Reference (SCOR) [3]. В этой модели производственно-логистическая деятельность предприятия делится на пять основных управленческих процессов: планирование, снабжение, производство, распределение и возвраты. Эти процессы рассматриваются в зависимости от типа производства — на склад (Make-to-Stock) под заказ (Make-to-Order), и проектирование под заказ (Ingineer-to-Order). В основе модели SCOR лежат метрики 1-го уровня, которые соотносятся с показателями эффективности цепи поставок [3] (см. Таблицу 1).
Показатель эффективности |
Определение показателя эффективности |
Метрика 1-го уровня |
Надежность цепи поставок |
Эффективность цепи поставок для поставки: правильного продукта, в правильное место, в правильное время, в надлежащем состоянии и упаковке, в правильном количестве, с правильной документацией, правильному клиенту. |
Состоявшееся выполнение заказа |
Время реакции цепи поставок |
Скорость, с которой цепь поставок доставляет продукты клиентам |
Время цикла выполнения Заказа |
Гибкость цепи поставок |
Способность цепи поставок реагировать на изменения рыночной ситуации для завоевания и поддержания конкурентных преимуществ |
Гибкость цепи поставок (вверх). Адаптивность цепи поставок (вверх). Адаптивность цепи Поставок (вниз) |
Затраты цепи поставок |
Затраты, связанные с функционированием цепи поставок |
Затраты на управление цепью поставок. Затраты на продаваемые продукты |
Управление основными и оборотными средствами цепи поставок |
Эффективность организации при управлении основными и оборотными средствами для удовлетворения спроса. Включает управление всеми фондами, т. е. постоянным и переменным капиталом. |
Время цикла оборота денег. Доход от основныхфондов цепи поставок |
Таблица 1. Показатели эффективности цепи поставок и соответствующие метрики 1-го уровня
Отметим, что показатели эффективности цепи поставок взаимосвязаны. Например, увеличение надежности цепи поставок приводит к более высоким затратам, так как для предоставления более высокого уровня обслуживания других участников цепи поставок необходимо увеличивать страховые запасы, и тем самым — оборотные фонды. Существенным для дальнейшего рассмотрения является процесс снабжения основной производственной деятельности НК материально-техническими ресурсами. На пути от закупки до потребления МТР могут проходить через производителей и поставщиков, транспортные структурные подразделения, операции разукрупнения или комплектования, доводки или дооборудования, распределительные центры, склады, и др. Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе, а дополнительно охватывает этап ремонта, восстановления или переработки и повторного использования материалов. Все это требует четкого понимания и документирования материальных потоков в системе и детального аналитического подхода в разрезе подразделений, групп продуктов и каналов поставки. При дальнейшем применении модели SCOR для анализа процессов снабжения МТР основной производственной деятельности НК выбираем процессы: планирование снабжения (обозначается P2) и снабжение по типу производства «на склад» (обозначается S1). Данные процессы в модели SCOR состоят из следующих элементов:
- P2.1 — Формирование производственной потребности
- P2.2 — Определение источников покрытия потребности
- P2.3 — Балансировка потребности и источников покрытия
- P2.4 — Формирование планов закупок
- S1.1 — Формирование оперативного графика поставок
- S1.2 — Приемка МТР
- S1.3 — Проверка качества МТР
- S1.4 — Перемещение МТР.
В Таблицах 2 и 3 приведены КПЭ модели SCOR для процессов P2 и S1, детализированные по элементам процесса. Отмеченные в Таблице 2 звездочкой (*) КПЭ оборачиваемости и обеспеченности запасами мы взяли из процесса P1 (планирование цепи поставок) модели SCOR 7.0. Процесс P1 описывает интегральное планирование всей цепи поставок. Применение КПЭ процесса P1 к процессам планирования снабжения P2 допустимо, потому что для нефтяной компании существует четкое разделение общей цепи поставок на восходящий (upstream) и нисходящий (downstream) потоки. Поэтому логистика снабжения вместе с производственной деятельностью по добыче нефти составляют цепь поставок, обособленную от цепи поставок производства и распределения нефтепродуктов. Результаты планирования производственной деятельности сосредоточены в процессе P2.1 — Формирование производственной потребности. А интегральным показателем эффективности цепи поставок снабжения будут показатели оборачиваемости и обеспеченности запасами, которые мы приводим в Таблице 2.
Показатели эффективности |
P2.1 Формирование производственной потребности |
P2.2 Определение источников покрытия потребности |
P2.3 Балансировка |
P2.4 Формирование планов закупок |
Надежность |
Точность прогноза |
Не определено |
Не определено |
Рейтинг поставщиков по показателю «Поставка к сроку» |
Время реакции |
Не определено |
Не определено |
Не определено |
Не определено |
Гибкость цепи поставок |
Не определено |
Не определено |
Не определено |
Не определено |
Затраты цепи поставок |
Не определено |
Не определено |
% затрат на планирование материалов от общих затрат на МТР |
Не определено |
Управление фондами цепи поставок |
Не определено |
Обеспеченность запасами (*). Оборачиваемость запасов (*) |
Обеспеченность запасами (*) |
Обеспеченность запасами (*) |
Таблица 2. КПЭ для процесса P2 — Планирование снабжения
Показатели эффективности |
S1.1 Формирование графика поставок |
S1.2 Приемка МТР |
S1.3 Проверка качества МТР |
S1.4 Перемещение МТР |
Надежность |
Процент позиций заказов, созданных в пределах времени поставки поставщика. Процент позиций заказов, измененных в пределах времени поставки поставщика |
Процент позиций заявок, поступивших без повреждений. Процент позиций заявок, поступивших в требуемом количестве. Процент позиций заявок, поступивших вовремя. Процент позиций заявок, поступивших с правильно оформленными документами |
Процент позиций заявок, поступивших без дефектов |
Процент позиций заявок, перемещенных без повреждений. Процент позиций заявок, перемещенных в требуемом количестве. Процент позиций заявок, перемещенных вовремя. Процент позиций заявок, перемещенных без транзакционных ошибок в системе |
Время реакции |
Время на оформление заказа МТР |
Время на приемку МТР |
Время на проверку качества МТР |
Время на перемещение продукта |
Гибкость цепи поставок |
Не определено |
Не определено |
Не определено |
Не определено |
Затраты цепи поставок |
Затраты на оформление заказа на МТР как процент затрат на приобретение продукта |
Затраты на приемку МТР как процент затрат на приобретение продукта |
Затраты на проверку качества МТР как процент затрат на приобретение продукта |
Затраты на перемещение и хранение МТР как процент затрат на приобретение продукта |
Управление фондами цепи поставок |
Не определено |
Не определено |
Не определено |
Таблица 3. КПЭ для процесса снабжения по типу производства «на склад»
Жирным шрифтом в Таблицах 2 и 3 выделены метрики, которые, по данным проведенного обследования логистических процессов структурного подразделения ЦБПО ПРНСиНО ОАО «Сургутнефтегаз», существенны с точки зрения экономического эффекта, а также могут быть измерены на основании данных учетной системы. Показатели, относящиеся к блоку затрат на обслуживание цепи поставок, также важны, однако для их расчетов требуются данные финансового блока, и такие расчеты мы планируем реализовать в дальнейшем развитии системы логистического анализа.
Ниже даны определения SCOR 7.0 для КПЭ, использованных в расчетах:
- Процент позиций заявок, поступивших в требуемом количестве, — количество заказов / позиций заказов, поступивших в требуемом количестве, деленное на общее количество заказов / позиций заказов в рассматриваемом периоде.
- Процент позиций заявок, поступивших вовремя, — количество заказов / позиций заказов, поступивших вовремя, деленное на общее количество заказов / позиций заказов в рассматриваемом периоде.
- Процент позиций заявок, перемещенных в требуемом количестве, — количество заказов / позиций заказов, перемещенных в требуемом количестве, деленное на общее количество заказов / позиций заказов в рассматриваемом периоде.
- Процент позиций заявок, перемещенных вовремя, — количество заказов / позиций заказов, перемещенных вовремя, деленное на общее количество заказов / позиций заказов в рассматриваемом периоде.
- Время на оформление заказа МТР и Время на перемещение продукта измеряются как длительность между началом и окончанием соответствующей операции.
Стоит отметить, что реакция цепи поставок измеряется полным временем цикла заказов, которое, с одной стороны, является суммой длительностей отдельных компонент процесса, а с другой — длительностью от времени поступления потребности до приемки товара конечным потребителем. Причем в сумму отдельных компонент, которым соответствуют длительности шагов процесса, входят и времена простоя, поэтому полное время цикла не равно времени обработки заказа. Важно уметь измерять и включать время простоя в общее время цикла, поскольку время простоя указывает на неэффективность организации. С другой стороны, во время цикла слагаемым входит также время ожидания,
Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland
ЗарегистрироватьсяУ вас уже есть учетная запись?
Войти