Меню

Философия управления проектами по Л. Личу

Статья представляет собой «выжимку» предписаний из очень содержательной книги Лоуренса Лича «Вовремя и в рамках бюджета» и написана в пандан конспекту этой книги «Управление проектами по методу критической цепи» Сергея Багузина

Статья представляет собой «выжимку» предписаний из очень содержательной книги Лоуренса Лича «Вовремя и в рамках бюджета» и написана в пандан конспекту этой книги «Управление проектами по методу критической цепи» Сергея Багузина http://baguzin.ru/wp/?p=824.

1. Определение проблем

1.1. Успешный проект

Успешным является проект, который соответствует требованиям всех лиц,участвующих в его реализации. У каждого проекта есть цель. Цель достигается при соблюдении трех граничных условий, как показано на Рис. 1.1.

Содержание проектапроектное задание — это описание того, чего какминимум мы хотим достичь по завершении проекта, каков желаемыйрезультат. Бюджет проекта и График выполнения — максимум того, чтомы готовы на это потратить. В центре — ресурсы, они связаны с каждымиз трех необходимых условий и влияют на них и на успешность реализации проекта.

Эти три условия являются взаимозависимыми. Далее при описании проектной системы в свете предлагаемой нами методологии управления CCPM мы подробно рассмотрим системные зависимости. Степень сложности системы определяется сложностью и детерминированностью взаимосвязей её элементов.Чем дольше длится проект, тем больше средств на него уходит. Чем дороже проект, тем дольше он длится. Чем дольше он длится, тем выше вероятность изменения первоначального содержания работ. Чем больше изменений в содержании, тем сильнее растут затраты и длительность.

Рис. 1.1. Соответствие цели возможно при соблюдении трех обязательных условий

Первый аспект критического осмысления проблем управления - рассмотрение существующей системы управления проектами, как системы управления бизнесом, эффективность которой определяется финансовыми показателями её деятельности (конкурентной способностью продукта – результата проекта).

1.1.1. Насколько состоятельна существующая (у вас) проектная система?

  • На какой методологии система основана?
  • В какой литературе описана эта методология?
  • Задумаемся над следующими вопросами:
  1. Часто ли вы слышали о том, что проект занял больше времени, чем планировалось?
  2. Как часто вам приходится слышать, что проект завершился намного раньше, чем планировалось, без особых усилий со стороны команды проекта?
  3. Часто ли вы слышали, что проект превысил запланированный бюджет?
  4. Много ли вы знаете случаев, когда на проект было затрачено значительно меньше того, что закладывалось в бюджет?
  5. Приходилось ли вам слышать о том, что в ходе реализации объем работ или спецификации пересматривались, потому что невозмож­но было следовать первоначальным?
  6. Довольны ли заказчики тем, что по ходу проекта приходится изме­нять его содержание?

1.1.2. Понимание системы

У каждой системы должна быть цель или задача. Это предназначение системы, определяющее ее границы. Сама по себе система — это сеть взаимозависимых компонентов, которые взаимодействуют, чтобы достичь цели системы. Цель коммерческих бизнес-систем — делать деньги сейчас и в будущем, вот почему люди инвестируют в такие предприятия. У организаций некоммерческих (или по крайней мере задумывавшихся как некоммерческие) другие цели: например, у учреждений здравоохранения — улучшение здоровья, у некоторых социальных институтов — обеспечение благосостояния семьи. Цель проектов уже была описана ранее: произвести уникальный продукт или услугу, соответствующие пожеланиям клиента, вовремя и в рамках запланированного бюджета. Заказчик при этом может соотносить результаты реализации проекта с более широкими целями организации, которую он представляет.

Система проекта (управления проектом) включает в себя материальные объекты, людей, а также нематериальные сущности, такие как политики, знания, взаимоотношения. Все эти составляющие в разной степени взаимосвязаны и могут влиять на работу системы в целом. Процессы планирования и контроля также являются частью системы проекта. И выполнение работ командой проекта — тоже часть этой системы

Управлению изменениями посвящены особые разделы РМВОК. Менеджеры ИТ-проектов часто жалуются на непрерывные неконтролируемые корректировки проектного задания — на «сдвиг содержания» (scopecreep). Все корректировки задания контролируются потеря контроля — это проблема, которая связана с неопытностью самого менеджера, не использующего эффективные методы управления изменениями. (цикличная разработка ПО SCRUM). Сегодняшние проблемы рождаются из вчерашних «решений. (Питер Сенге).

1.1.3. Непреднамеренные последствия

Связи и отношения между частями системы обуславливают тот факт, что изменения в одной из частей могут повлиять на другие. Изменения бывают желаемыми или нет, большими и не очень и, скорее всего, проявятся они вовсе не в том месте и не в то же время, что и причины, их порождающие. Многие люди, особенно те, кто склонен проворачивать аферы с социальными системами, используют термин «непреднамеренные последствия». Гарретт Хардин говорит, что, с экологической точки зрения на системы, непреднамеренных последствий не бывает. Меняя одну часть системы, вы меняете и остальные. Вот и все! И можно предположить заранее, что некоторые изменения окажутся нежелательными в том или ином смысле. Следовательно, вы обязаны быть очень осторожными, производя перемены в системе управления проектами. Некоторые изменения, целью которых было избавление от определенных нежелательных явлений или даже истинных причин проблем, могут в свою очередь негативно сказаться на тех или иных элементах системы.

Приведем пример подобного воздействия на проектную систему. Например, если под влиянием выбранных действий достижение определенного промежуточного результата будет задержано, то, вероятно, это вызовет сдвиг всех последующих по плану проекта сроков и переоценку рисков из-за возникших непредвиденных обстоятельств. Аналогичным образом негативно может сказаться на всем проекте ухудшение качества каких-либо промежуточных результатов. Мы не планировали ничего такого, однако все это — предсказуемые последствия нашего действия.

1.2. Понимание вариабельности и неопределенности

И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их.
Екклесиаст, 9:11

Второй аспект критического осмысления проблем управления:проектная система пытается предсказать и произвести определенный результат за определенные деньги и определенное время. Как следует из приведенного выше высказывания, всем прекрасно известно, что мир наш весьма переменчив. Вариабельность присутствует повсюду. Прогнозы никогда не бывают точными на 100%. И на мой взгляд, значение слова «точный» на самом деле не до конца правильно понимается, когда речь идет о реализации проектов вовремя и в заданных бюджетных рамках.Понимание вариабельности жизненно необходимо для управления любой реальной системой.

1.2.1. Содержание понятий

Неопределенность — это нечто, не поддающееся строгому описанию, недетерминированное, проблематичное, что может произойти, а может и нет, небесспорное и/или непостоянное. Все прогнозы неопределенны.

Многие используют слова «вариабельность» и «неопределенность» как синонимы. И в словарях тоже нет четкого разграничения этих понятий. Следует понимать под вариабельностью появление разных результатов в рамках одного и того же процесса, а под неопределенностью — оценку нашего знания о результате как меру предсказуемости степени вариабельности. Например, при каждом повторном исполнении операции результаты будут варьироваться. Эту вариабельность можно измерить и попытаться спрогнозировать, какой может быть разброс при выполнении задачи в будущем (так, от проекта к проекту длительность и затраты по одной и той же операции будут варьироваться в определенных рамках). Начиная новый проект, вы при планировании неким способом оцените параметры данной операции. Эта оценка будет учитывать исторический разброс, а также некоторые другие факторы неопределенности: например, на сей раз задачу могут выполнять новые люди, про которых мы мало что знаем. Если трактовать данные понятия именно таким образом, диапазон неопределенности обычно будет больше, чем диапазон исторической вариабельности.

Руководители проектов могут предсказать вариабельностьс определенностью достаточной для того, чтобы добиться запланированных результатов.

1.2.2. Общие и особые причины вариабельности

Деминг подчеркивает важность различения вариабельности, вызванной общими причинами, и вариабельности, вызванной причинами особыми. Неспособность проводить это разграничение он называл «фатальной ошибкой». Различать их необходимо, чтобы поддерживать систему в статистически управляемом состоянии. А это нужно, чтобы прогнозировать ее работу. Общие причины вариабельности (изменчивости) присущи самой системе и позволяют ей воспроизводить повторяющийся результат в определенных рамках. Особые причины вариабельности выводят результат работы системы за эти определенные рамки; кроме того, они всегда обусловлены факторами, внешними по отношению к системе. Задача менеджмента — совершенствовать систему, не допуская двух ошибок:

  • интерпретация вариабельности, вызванной общими причинами, как проявление особых причин;
  • интерпретация вариабельности, вызванной особыми причинами, как проявление общих причин.

Все оценки при создании плана проекта не являются четко определенными. Выполнение каждой операции из плана — это единичный факт работы системы (системы исполнения проектных заданий), следовательно, невозможно предсказать, каков будет результат, с точностью, большей той, какую позволяют общие причины вариаций, присущие данной системе. Однако благодаря статистическим приемам можно с большой долей вероятности спрогнозировать возможные результаты ряда таких фактов работы производственной системы и выделить особые причины вариаций, требующие корректирующих воздействий. Хотя знания о вариабельности успешно используются на производственных предприятиях, до сих пор они не применялись для улучшения качества реализации проектов. РМВОК и вся сопутствующая литература, которую мы просмотрели, не проводят разграничений между общими и особыми причинами вариаций. И это главное упущение существующей теории.

1.3. Психология

Третий по счету, но не по важности, аспект критического осмысления проблем управления: управление человеческим поведением

1.3.1. Оперантноеобусловливание

Скиннер утверждает, что поведение человека задается «оперантнымобусловливанием». Проще говоря, вы продолжаете делать то, что когда-то было закреплено положительными эмоциями, и приучаетесь не повторять того, что не получает положительного подкрепления или же ведет к отрицательным переживаниям. Позитивное подкрепление — это нечто, вам приятное.Негативное — неприятное. Для разных людей разные явления играют роль положительных и отрицательных закрепителей. Как отмечает Скиннер, «устанавливающаяся закрепительная связь необязательно будет очевидной для самого человека». На Рис 1.2 представлено видение модели Скиннера как системы управления поведением. Все начинается с потребности, которая возникает под влиянием текущего состояния человека, включая нехватку или насыщение тем, на что нацелена потребность. Сопоставление данной потребности человека с его представлением о собственном состоянии (восприятием реальности) обнаруживает расхождение, и, если оно достаточно велико, это побужда¬ет человека к действию. Действие направлено на изменение реальности и снятие выявленного расхождения. Сенсор, представляющий собой одно из пяти чувств, или иной — опосредованный метод получения информации посылает данные о результатах произведенного на реальность воздействия. Если произошли изменения в лучшую сторону (расхождение сглажено или получено какое-либо еще «вознаграждение»), шансы на то, что человек вновь поведет

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти