ИТ-консультант и «Зазеркалье» пользователей
Нашим терпеливым коллегам: Анне, Ольге и Марии (08.03.2016)
Статья написана «по мотивам» книги Синди Альварес: «Как создать продукт, который купят. Метод «Lean Customer Develop-ment» (бережливого развития).
1. Программное обеспечение как продукт потребления
Настоящая статья написана в пандан циклу статей «Грабли внедрения ERP систем» и семинару «И консультант и продавец», где лейтмотивом служил такой постулат: целью консультанта на проекте внедрения ИТ-Решения является не только (и даже не столько!) внедрение программного обеспечения, сколько создание и «продажа» Решения.
Для этого консультанту на проекте внедрения необходимо решить две задачи:
- Сформировать Решение – бизнес-процессы и настроенное программное обеспечение, обеспечивающее решение проблем бизнеса и ключевых пользователей.
- «Продать» Решение менеджерам и ключевым пользователям.
Мы обращаем внимание читателя на то, что дискурс настоящей статьи: прежде, чем «правильно» вызывать потребность в предлагаемом Решении (=продать), научитесь предлагать (производить) «правильное» (действительно нужное) Решение!
Развитие программных продуктов и развитие потребителей продукта, каковыми в действительности (не в представлении Интегратора) в наибольшей степени являются пользователи – два разных вида деятельности, каждый из которых необходим для успеха как компании Интегратора, так и компании Клиента.
Развитие потребителей не заменяет управление продуктом, а просто добавляет к этому процессу два новых элемента:
- Выработку и проверку гипотез аналитиков и консультантов о проблемах и потребностях Клиентов.
- Получение более подробной и достоверной информации о проблемах и потребностях их Клиентов.
Эффективность решения этой задачи определяется понимание консультантом важности метода бережливого развития, применение которого позволяет войти в «Зазеркалье страны ключевых пользователей».
Не будем забывать, что до начала проекта внедрения у консультанта только гипотеза, мнение о действительных проблемах ключевых пользователей. Только в процессе бережливого развития, путём проведения интервью, он может встать на твёрдую почву реальности. Но для интервью необходимо подготовить «правильные» вопросы!
2. Поговорим о терминах
2.1. Что такое разработка продукта
Разрабо́тка (но́вого) проду́кта (англ. New product development, NPD) — устоявшийся термин, используемый для описания всего процесса создания и вывода нового изделия или услуги на рынок. Процесс разработки нового продукта идет по двум параллельным путям: один включает генерирование идеи, промышленный дизайн и конструирование, а другой — маркетинговое исследование и анализ (Википедия).
2.2. Что такое разработка потребителей продукта?
Разработка потребителя продукта – это процесс всестороннего изучения отдельных лиц, групп, коллективов, представляющих интерес в качестве возможных потребителей, а, следовательно, покупателей продукта. В этом смысле, разработка потребителей включает в себя деятельность, направленную на получение и обобщение всей информации, актуальной для обеспечения спроса на продукт. (Парафраз из словаря, сами знаете какого).
В связи с лингвистическими превратностями, в переводной литературе понятие «разработка потребителя продукта» «сублимировалось» в термин «развитие потребителя».
Синди Альварес в своей книге пишет: «Понятие «развитие потребителей» тесно связано с понятием «разработка новых продуктов» или «развитие продуктов». Но что такое развитие продуктов, знает каждый, а о развитии потребителей и о том, как за него взяться, – почти никто. А ведь если вы не понимаете, чего в действительности хотят потребители, вы рискуете создать продукт, который никто не захочет покупать.
Развитие потребителей – это основанный на предположениях подход к пониманию следующих вещей:
- Кто ваши потребители?
- •Каковы их проблемы и потребности?
- •От чего сегодня зависит их поведение?
- •За какие новые продуты (даже незаконченные или пока несуществующие) они готовы платить?
- •Как при принятии решений вами следует учитывать то, как принимают решения ваши клиенты: как они совершают покупки, находят поставщиков, выбирают товар и потребляют его?
Не исключено, что у вас есть собственные соображения на этот счет. Но будем откровенны: это всего лишь догадки, а не знания. Еще более деликатно сформулируем это так: у вас есть гипотетические предположения, на основании которых вы создаете компанию, разрабатываете новый продукт или дорабатываете и совершенствуете продукт существующий.»
Разработка/Развитие потребителей – не что иное, как оценка обоснованности ваших гипотез о ценности вашего продукта для (гипотетически!) вашего Клиента.
2.3. Что значит бережливый подход?
Термин «бережливый, экономичный» (lean) первоначально использовался в сфере производства, главным образом на предприятиях Toyota. Он указывает на стремление освободить производственные процессы от всего лишнего и сделать конечный продукт таким, каким его хотят видеть заказчики.
Развитие потребителей может рассматриваться как элемент бережливого подхода, оно делает процесс разработки/внедрения продукта целенаправленным и гарантирует выпуск продукта, который нужен покупателям в целях достижения желаемого результата.
Свой подход к развитию потребителей Альварес называет бережливым развитием потребителей. «Бережливый» (lean)–то же самое, что «практичный», «экономичный» и «быстрый».
«Обнаружив в результате беседы с предполагаемыми потребителями ошибочность ваших представлений, вы предотвратите бессмысленную трату времени на разработку никому не нужного продукта.
Бережливое развитие потребителей включает пять составляющих:
- Разработку гипотезы;
- Поиск потенциальных потребителей, с которыми вы будете вести переговоры;
- Постановку правильных вопросов (SIC!);
- Правильное истолкование ответов на эти вопросы;
- Понимание того, какой продукт им нужен, с учетом полученной информации.
3. Чего же ты хочешь, Клиент?
«Другому как понять тебя?» (Ф. Тютчев «Silentium»)
3.1. Как повысить шансы на успех проекта внедрения?
В целом нам, людям, плохо удается разрабатывать продукты и строить компании, опираясь лишь на свои творческие способности, интуицию и интеллект. Специалисты Microsoft считают, что лишь треть их идей реально улучшает показатели, на повышение которых они нацелены.
Необходимое снижение рисков даёт внедрение гибкого подхода, в основе которого - развитие потребителей. Переписать программу, конечно, куда проще и дешевле, чем изменить производственный процесс, контракт с поставщиками или мнение потребителей о товаре, однако зачастую положительный эффект для бизнеса при внедрении ERP-системы дают изменения бизнес-процессов, а не переписывание программы, и взаимопонимание в этой ситуации – результат использования метода бережливого развития потребителей.
Развитие потребителей позволяет получить необходимую информацию для выработки наиболее обоснованного исходного предположения, которое вы в процессе выработки и внедрения Решения сможете проверить.
А какие еще преимущества дает развитие потребителей при внедрении ERP системы? Вот лишь два из них:
- Развитие потребителей помогает получить более полное представление о ваших клиентах и конкурентах (и не только о компаниях и продуктах, но и о практике работы);
- Оно позволит сократить количество «танцующих медведей» за счёт проектирования взаимодействия с пользователем «на берегу».
Да, это правда: в результате придется писать меньше «дописывать» ERP систему! Мы утверждаем, что развитие потребителей позволяет значительно упростить минимально работоспособный продукт (MVP). Беседуя с потребителями, вы обычно обнаруживаете, к примеру, что из предлагаемых вами пяти функций им нужны лишь две (но при этом необходима
Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland
ЗарегистрироватьсяУ вас уже есть учетная запись?
Войти