Меню

CrossDocking и SAP

В статье изложена общая теория, что собой представляют процессы CrossDocking, а так же приведен практический пример настройки незапланированного CrossDocking-а в системе SAP.

Введение

Под CrossDocking понимают поставку готовой продукции непосредственно с завода производителя напрямую клиенту без использования промежуточных операций складирования. Это не обязательно поступление материала из производства, для логистических центров это может быть операция перегрузки материала из одного транспортного средства, в котором материал поступил в другое, для отправки материала далее по маршруту. Использование процесса CrossDocking-а снижает затраты по обработке материала и затраты по его хранению на складе, т. е. в большинстве случаев материал отправляется из зоны поступления, сразу в зону отгрузки, минуя промежуточное размещение на складских местах. Преимущества использования CrossDocking-а следующие:

  • Снижение стоимости работ, потому что не требуется выполнять операции по размещению материала на складе и его последующей выдаче со склада в зону погрузки.
  • Уменьшение времени движения материала из производства к конечному потребителю, что улучшает отношение конечного клиента к вам, как поставщику.
  • Уменьшает потребность в свободных площадях склада, поскольку материал не хранится на складе.

Готовая продукция при CrossDocking-е обычно поставляется непосредственно из производства на погрузочное место, которое находится недалеко от места производства, где она упаковывается и отправляется потребителю. В некоторых случаях материал может поступать для операции не из производства, а, например, по заказу на закупку. Это характерно для логистических комплексов или для компаний, которые закупают материал для последующей перепродажи конечному клиенту, или же если материал поступает на склад с других (территориально удалённых) производств компании.

Операции процесса CrossDocking-а поддерживаются системой SAP начиная от планирования до фактического выполнения обработки CrossDocking-а в функциональности управления складами.

Для правильного функционирования операций процесса CrossDocking-а необходимо точное планирование всего процесса. Перед началом описания хотелось бы заметить, что система позволяет оперативно управлять всем процессом, но она не сможет вам обеспечить физическое наличие необходимых транспортных средств и их обработку в заданные временные интервалы, т. е. если вы зададите, что время погрузки транспортного средства типа А1 требует 15 минут, а по факту это всегда более 30, то само собой все ваши планы настроенные в системе не будут соответствовать жизненным реалиям. В общем, это все можно выразить следующим: «Заветная надежда, связанная с системами автоматизации, была высказана в начале 80-х годов одним из заместителей министра путей сообщения во время выступления перед ИТР некоего министерского КБ: «Вы же все здесь очень талантливые люди. Ну, сделайте такое электронное устройство, чтобы пропускная способность наших железных дорог увеличилась…» Талантливые люди очень вежливо посоветовали прокладывать дополнительные пути, чтобы было, где ездить дополнительным поездам...» (Андрей Орлов. Записки автоматизатора. Профессиональная исповедь)

Операции CrossDocking-а используются на складах уже более 50 лет, для того чтобы сократить расходы, улучшить удовлетворённость клиентов и т.д. В принципе невозможно построить эффективную систему управления складом, не используя процессов CrossDocking-а.

Теоретически различают следующие типы CrossDocking-а:

  • Производственный тип — операции этого типа включают в себя процесс получения закупаемых материалов, необходимых производству. Склад может получить такие материалы и подготовить их для сборочных узлов под производственные заказы.
  • Распределительный тип— процесс выполнения операций этого типа может объединять: входящие операции по материалам, которые поступают от различных поставщиков, операции по размещению материалов на смешанных паллетах, операции по отправке материалов получателям (когда получены все материалы, необходимые для формирования поставки клиентам). Например, части компьютеров поставляются различными производителями и поставщиками, затем они объединяются в одну партию для поставки клиенту.
  • Транспортировочный тип — сценарий процесса выполнения в этом случае представляет собой комбинацию поставок различных поставщиков и их перевозку одним видом транспорта, т.е. так называемые операции LTL (LESS TRUCK LOADING). Например, перевозка сборного груза нескольких клиентов, отправляемых в одной машине, железнодорожном вагоне или в контейнере с целью максимального снижения затрат грузоотправителей на перевозку их грузов.
  • Розничный тип —сценарий процесса выполнения в этом случае предполагает получение материалов от множества поставщиков и их сортировку/размещение на развозящий по розничным точкам транспорт, согласно количеству розничных складов/магазинов. Этот метод был ключевым фактором снижения затрат сети магазинов Wal-Mart. Используя этот метод, Wal-Mart разделил все материалы на два типа: материалы которые закупаются каждый день из года в год и материалы, которые закупаются  большой партией (их следующая закупка будет только после распределения всей предыдущей партии из центрального склада по магазинам сети). Первый тип материала называется основным стоком, а второй прямой грузоперевозкой. Wal-Mart минимизировал все складские запасы для материалов второго типа используя операции CrossDocking-а, т.е они максимально минимизировали хранение материала второго типа на центральном складе, т. е. поступление материалов второго типа максимально быстро должно было быть распределено по магазинам сети.
  • Ситуационный тип (Opportunistic) — сценарий процесса выполнения в этом случае представляет собой противоположность сценарию «планируемого» CrossDocking-а, потому что при этом сценарии нет заранее известных (запланированных) связей между входящими поставками и исходящими. Такая связь создается в ручном режиме. Условный CrossDocking может использоваться на любом складе, когда вы перемещаете материал напрямую при поступлении в зону отгрузки используя в качестве базы, имеющиеся к этому моменту сбытовые заказы/поставки.

Примечание: С переводом термина Opportunistic у меня вышла заминка, мне кажется, более правильным будет назвать такой тип CrossDocking-а ситуационным, т. е. типа по требованию, в русском переводе в системе просто написано: «Не запланированный CD».

Использование CrossDocking-а целесообразно при работе:

  • со скоропортящимися материалами, требующими немедленной отгрузки,
  • с материалами, которые не требуют проверки качества в момент поступления и они могут быть сразу отгружены клиенту/в производство,
  • с материалами, которые предварительно уже отмаркированы (например, имеют метку RFID) и сразу готовые для отпуска по заказам SD клиентам,
  • с акционными материалами и материалами, которые уже использованы по факту закупки, т. е. прогон их через склад, не имеет смысла, например рекламные листовки, которые сразу же отгружаются распространителям из типографии,
  • с товарами розничной торговли, на которые спрос постоянный в определенном периоде или же материалы с низким спросом,
  • с материалами, которые поступают из производства или другого склада и которые уже предварительно расфасованы под клиентские заказы.

Планирование процессов CrossDocking-а в системе SAP.

SAP позволяет управлять складом, заранее планируя операции CrossDocking-а, или же использовать сценарий ситуационного CrossDocking-а. Главное различие между этими двумя методами следующее, при планировании вы должны принять решение использования CrossDocking-а для материала до его поступления на склад, во втором же случае решение использования CrossDocking-а принимается после поступления материала на склад.

На складе могут использоваться/возникать оба типа CrossDocking-а, но в случае использования предварительного планирования, у вас будет использоваться меньше операций в системе с материалами, при их поступлении на склад. Уменьшение операций с материалами очень важно для розничных складов, которые имеют быстрый оборот материалов на складе, при этом время физического складирования таких материалов должно быть минимальным, например, если это скоропортящиеся товары.

Еще немного теории и демонстрационный сценарий CrossDocking-а:

Аксиома: Процесс CrossDocking-а выполняется только на основе неутвержденных документов транспортных заказов (входящих или исходящих), а не на основе запасов складских мест или каких-либо других данных по запасам.

Итак, решение CrossDocking-а фактически устанавливает связь между документами – транспортными заказами системы управления складами. Эти документы могли быть созданы на основе, как входящих, так и исходящих поставок или документов движения материала. Потенциальными кандидатами для CrossDockng-а, в общем случае, могут быть вообще любые операции, порождающие движение запасов. Например, если в системе есть входящая поставка, по которой ожидается поступление 10 штук материала М1, и в системе введена как плановая исходящая поставка на 10 штук этого же материала М1, то пользователь может связать для обработки эти два документа (отражающие процесс) через CrossDockng: Различают следующие виды связывания документов:

  • Ручное связывание документов — данное решение позволяет связать два документа в ручном режиме сотрудником склада. Такое связывание можно сделать в специальной транзакции «Монтор CrossDockng».
  • Автоматическое связывание документов — такая операция выполняется системой автоматически в момент, когда создаётся транспортный заказ для входящей или исходящей поставки/документа движения материала: система просматривает все потенциальные документы кандидаты и определяет, есть ли подходящий документ для создания CrossDockng связи.

При одношаговой процедуре CrossDockng-а выполняется создание транспортного заказа, который осуществляет (документирует) прямое перемещение запаса из зоны поступления запаса в зону отпуска. Возможны следующие варианты:

  • Входящий одношаговый CrossDockng — создается транспортный заказ, который связывает документ поступления запаса материалов на склад с документом отпуска запаса со склада. К этому моменту в системе уже должны быть внесены данные по отпускам материалов со склада, вплоть до создания не утвержденных транспортных заказов на выдачу запаса из зоны хранения.
  • Исходящий одношаговый CrossDockng – создается транспортный заказ, который связывает документ отпуска запаса со склада с документом поступления запаса на склад. К моменту формирования отпуска запаса, должны быть внесены все данные по поступлению запасов на склад, вплоть до создания не подтвержденных документов транспортных заказов на перемещение запаса в зону поступления.

Вы заранее должны, определить, какой тип CrossDockng-а вы будете использовать, т.е. входящий или исходящий CrossDockng. Если попытаться использовать оба варианта в рамках одного номера склада, то это только приведет к беспорядку при формировании процессов.

Для примера будем использовать входящий CrossDockng. Так как «играться» с настройками входящей и исходящих поставок - не тема данного описания, то настройку CrossDocking-а выполним для поступления материала к заказам на поставку, без входящей поставки.

Сценарий процесса:

  1. В функциональности управления запасами проводятся операции отпуска запаса на МВЗ, вид движения материала «201 – списание материала на МВЗ», такой отпуск материала создает потребность в зоне отгрузки для системы управления складом. Для номера склада DH2, это тип склада 911 – Зона ОМ/МВЗ. Для упрощения настроим вид движения 201 на автоматическое создание неподтвержденных транспортных заказов. Таким образом, считаем, что сотрудник ответственный за обработку отпусков, выполняет проводки в системе управления запасами, вводит документы движения материала, которые, в свою очередь, порождают транспортные заказы. Созданные транспортные заказы, являются заданием для комплектования и отгрузки со склада в системе управления складом.
  2. Оператор/сотрудник склада, видя открытие потребности и созданные транспортные заказы, выполняет перемещение запаса с мест хранения в зону отгрузки. После физического выполнения операции, транспортный заказ подтверждается. В системе настроена стратегия поиска складских мест для типа склада 001, т.е. автоматически созданные транспортные заказы будут содержать команды перемещения запаса с типа склада 001, места хранения определенного по стратегии, в тип склада 911, место хранения = код отпускаемого МВЗ из документа движения материала.
  3. В системе существуют

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти

Обсуждения Количество комментариев7

Комментарий от  

Олег Башкатов

  |  13 октября 2014, 15:13

Среди прочих был вопрос, касающийся кросс-докинга.
Статья мне пригодилась.
 
Вообщем, спасибо за статью!

Комментарий от  

Олег Башкатов

  |  13 октября 2014, 15:15

+ был вопрос про user exit и customer function.
 
Спасибо за мастер-класс!
На нем была фраза "Юзер екзиты требуют ключа разработчика на объект". А то бы точно из виду упустил )))

Комментарий от  

Олег Башкатов

  |  13 октября 2014, 15:17

+ был вопрос про user exit и customer function.
 
Спасибо за мастер-класс!
На нем была фраза "Юзер екзиты требуют ключа разработчика на объект". А то бы точно из виду упустил )))

да я смотрю, с меня магарыч...)))

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  13 октября 2014, 16:20

да я смотрю, с меня магарыч...)))

Дык, решим как-то проблему, я так думаю :-)

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  13 октября 2014, 16:21

Среди прочих был вопрос, касающийся кросс-докинга.
Статья мне пригодилась.
 
Вообщем, спасибо за статью!

А что за сертификация что там было и про СУС и про Экзиты?

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  13 октября 2014, 16:21

да я смотрю, с меня магарыч...)))

А ну это и поздравляю, я так понял прошел это дело...

Комментарий от  

Олег Башкатов

  |  13 октября 2014, 18:39

А что за сертификация что там было и про СУС и про Экзиты?

P_SD_65
 
training.sap.com/shop/certification
 
только быстро громко не нужно код сертификата произносить, а то не то подумают)))