Меню

Ответственность консультанта. Три «ошибки» Милана Кубры

Роль как ответственность - описание органичного множества действий, выполняемых кем-то в рамках процесса достижения цели.

Роль как искусство — игра актёра, имитирующая героя произведения.

1.     Роли и ответственность консультанта

Роль как ответственность - описание органичного множества действий, выполняемых кем-то в рамках процесса достижения цели.

Роль как искусствоигра актёра, имитирующая героя произведения.

( википедия с поправкой)

1.1.                    Роль первая, экспертная. Ошибка первая

            Милан Кубра в «Управленческом консультировании» классифицирует поведенческие роли консультанта как ресурсную (экспертную) и процессную. С определением роли он связывает «методы интервенции» используемые в консультировании. Соответственно экспертной роли консультант оказывает «помощь клиенту в самостоятельном решении проблем». Позвольте, а если консультант сам беспомощен? Кто ответит за «утраченные иллюзии»? Пушкин?         Особенность национальной российской языковой семантики заключается в том, что помощь в самостоятельном решении – это оксюморон! В результате такого дискурса в отечественной практике некоторые консалтинговые услуги свелись к «даче советов» и «несбыче мечт» клиента.

            Консультант – эксперт обязан нести ответственность за эффективность проектных этапов анализа (диагностики бизнеса) и дизайна (проектирования). Формирование оптимального Решения – вот каков должен быть концепт деятельности консультанта – эксперта.

1.1.                    Роль вторая, процессная. Ошибка вторая

            «В то время как консультант –эксперт даёт рекомендации относительно того, что следует изменить, консультант-процессник советует, как нужно проводить изменения и помогает клиенту осуществить перемены». (Милан Кубра)

            Эдгар Шайн описывает процессное консультирование как «создание таких отношений с клиентом, которое позволяет ему чувствовать, понимать и действовать в соответствии с ходом событий во внутренней и внешней среде организации и улучшать ситуацию в соответствии со своими потребностями». Согласно Шайну, «в основе этой поведенческой модели лежит представление, что клиентам необходимо помогать в использовании превентивного подхода как в диагностике, так и в разрешении проблем, так как только они (клиенты) по-настоящему понимают всю сложность ситуации, и только они знают какие методы окажутся действенны в той культуре, которая существует у них в организации. А если бы клиент всё знал и понимал, ему и консалтинг был не нужен!

            «Любой консультационный проект предполагает определённую степень сотрудничества с клиентом, а процессный подход - это отношения сотрудничества в чистом виде.» (М. Кубра)

            И в этой сентенции, нет ни слова об ответственности. Как говорят, «женщины любят ушами»; таков же и отечественный клиент, в ракурсе национального консалтинга.

            Консультант – процессник обязан нести ответственность за эффективное внедрение: реализацию и сопровождение сформированного Решения. Процессы организационные и обучения персонала также входят в зону его ответственности.

2.     Роли или амплуа. ошибка третья.

            М. Кубра уточняет содержание деятельности консультанта в ракурсе «степень активности в процессе принятия решений» На наш взгляд, он и/или переводчик путаются в понятиях роли и амплуа. Роль - это ответственность, а амплуа консультанта соответствует его компетенции. Амплуа по Кубре:

  • ·         Отражатель;
  • ·         Специалист по процессу;
  • ·        

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти