Меню

Цикл второй. TOC и «целесообразное» внедрение ERP систем. Статья первая. «Новое вино - в новые мехи»

Раскрытие концепции внедрения ERP систем по методологии Теории ограничений: понятия, термины, определения.

В статьях будут цитироваться (компилироваться) работы Э Гольдратта (Э.Г,) и Т. Корбетта (Т. К.), часто цитаты не будут закавычены. На понятия и термины, взятые из других работ, в конце цикла статей будут даны соответствующие ссылки.

TOC и Управленческий учет для управленческих решений. Понятия

Цель компании

«Цель компании ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в воле ее владельцев. Если владельцы компании декларируют: "Цель нашей организации - обеспечивать качество продукции и давать высокий уровень сервиса", то такая компания, видимо, имеет уникальных акционеров. Они, видимо, инвестируют свои деньги, чтобы затем похвалиться на фуршете, что их компания обеспечивает лучший уровень сервиса?

Часто высшее руководство затрудняется назвать цель компании. Это затруднение, как правило, приводит к неправильному курсу и постепенному развалу. Обслуживание клиентов, качество продукции, хорошие человеческие взаимоотношения – это несомненно необходимые условия, иногда даже определяющие. Но это не цель. Цель любой компании – зарабатывать как можно больше денег». (Э.Г.)

Цели управленческого учета

Целями классического управленческого учета являются:

  • учет доходов и расходов;

  • расчет себестоимости продукта (услуги);

  • учет фактической прибыли.

Целями управленческого учета, организованного по методологии Теории ограничений являются:

  • определение финансовых показателей деятельности компании (Проход - Инвестиции - Операционные затраты)

  • предоставление информации для оценки влияния управленческих решений на финансовые показатели деятельности компании;

 «Мы должны оценивать влияние не продукта, а решения».[37]

  • расчет максимально возможной прибыли.

Показатели

            Показатели есть прямое следствие выбранной цели. Невозможно выбрать критерии, характеризующие деятельность компании до того, как будет определена цель. Например, использование денежно ориентированных показателей для оценки деятельности армии или церковной организации представляется совершенно смехотворным. Мы оцениваем деятельность фирмы по ее итоговым показателям. Когда мы говорим "Итоговые показатели[5]", мы подразумеваем два критерия. Первый - абсолютный, чистая прибыль [6] (NP). Эту цифру можно взять из "отчета о прибылях и убытках". Второйотносительный: рентабельность инвестиций [7] (ROI), либо возврат на объем активов, либо рентабельность акционерного капитала. Необходимо заметить, что эти итоговые показатели не просто какие-то показатели. Они пригодны для оценки приближения к цели [9]. Кроме этого они дают возможность оценить воздействие единичного управленческого решения для достижения цели фирмы. Каждый менеджер знает, что обычные "основные показатели" не способны дать такой оценки. (Э.Г.).

Итоговые показатели определяются однозначно тремя измеряемыми Финансовыми Показателями Деятельности Компании (ФПДК):

  • Первый показатель - скорость генерации доходаT (Throughput). Скорость генерации дохода определяется как скорость, с которой система генерирует деньги посредством продаж.

Скорость генерации дохода означает приток свежих денег извне, поэтому добавлены два слова - посредством продаж. Скорость генерации дохода - это продажная цена минус сумма, оплаченная нашим поставщикам за комплектующие, которые пошли на изготовление проданной продукции, вне зависимости, когда мы их покупали. В дополнение к закупленным частям и материалам есть другие суммы, которые необходимо вычесть из продажной цены, чтобы подсчитать скорость генерации дохода. Необходимо вычесть оплату субподрядчикам, комиссионные сторонним продавцам, таможенные пошлины и даже стоимость доставки, если у нас нет собственного транспортного канала. Все эти суммы заработала не наша система, это полностью переменные затраты - TVC (Totally Variable Costs). Хотелось бы особо подчеркнуть, что сдельная заработная плата производственных рабочих не относится к TVC, хотя 90% сотрудников российских финансовых служб ошибочно уверены в обратном.

Продажа в управленческом учете должна фиксироваться только тогда, когда произошла безвозвратная сделка с потребителем, а не только с покупателем-дистрибьютором, когда может иметь место возврат товара.

На практике это означает, что компания должна приложить максимум усилий, чтобы получать от своих дистрибьюторов информацию о фактических продажах товаров клиентам (потребителям). В «переходный период» учет продаж в управленческом учете должен вестись по факту поступления денежных средств.

  • Второй измеряемый показатель - связанный капитал I (Инвестиции).

Связанный капитал определяется, как все деньги, инвестированные акционерами (собственниками) в производство продукции, которую она собирается продать, включая здания и оборудование. Данное определение сильно отличается от общепринятого определения, когда учитываются только производственные запасы.

  • Третий измеряемый показатель – Операционные расходы OE (Operating Expenses).

Операционные расходы определяются как все деньги, потраченные на превращение связанного капитала в доход. То есть деньги инвестированы в связанный капитал и потрачены на операционные (необходимые для получения дохода) расходы.

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти