Практика внедрения пакетированных решений SAP
Интервью с Александром Шахнером, Генеральным директором «АЛЬПЕ консалтинг» и Антоном Чехониным, Генеральным директором компании «Норбит»
Александр Шахнер, Генеральный директор «АЛЬПЕ консалтинг»
SAPLand: Насколько я знаю, ваша компания делает большое количество проектов, как в рамках внедрения в среднем бизнесе, так и в иностранных компаниях и филиалах в других странах. Есть ли какая-то разница между внедрением в российской и в иностранной компании?
АШ: Разница, конечно, существенная.Когда мы говорим о проектах для иностранной компании, там уже у клиента есть какое-то решение за границей. Очень часто требование к нам как к партнерам-внедренцам – адаптация того решения под российское законодательство. Это относится в основном к бухгалтерии. По логистике отличия небольшие. Хотя каждый проект, каждое расширение системы отличается и напрямую зависит от требований заказчика, подготовки заказчика, его видения проекта уже в России. Если мы говорим о российских проектах, которые начинаем с нуля, то в нихмы, как внедренцы, полностью отвечаем за решение, за проект. На мой взгляд, это легче для нас, потому что понятно, что с кого спросить. Здесь идет уже полное функциональное внедрение по всем модулям, которые требуются клиенту. Вопрос ответственности, о котором я говорил по российскому проекту, в случае иностранных проектов достаточно расплывчат: там клиент должен отвечать, т.к. это их система,установленная, например, в Германии, в Австрии, они сами должны рулить проектом. И часто они это делают не в нашу пользу, поэтому проект может затянуться и совершаться не так плавно и быстро, как если бы мы сами несли всю ответственность за проект.
SAPLand: Есть ли разница с точки зрения структурированности самих бизнес-процессов компании, подхода, заинтересованности собственников в результате проекта?
АШ: Если рассматривать одновременно и российские и иностранные компании, то сложно ответить на вопрос. Когда мы говорим о roll-out-проектах, заинтересованность возникает все-таки за границей. Там вопрос решается корпоративно: кто-тоговорит, что нам пора внедрить SAP в России, и если при этом российские пользователи и российская сторона заинтересованы, то это очень хорошо. Но это не всегда бывает: зачастую возникают несогласия между материнской и дочерней компаниями, имы как внедренцы выступаем очень часто в качестве арбитров, в качестве буферной зоны, которая верно передает то, что хочет российская «дочка» от «матери», и наоборот. Если говорить о российских проектах, там заинтересованности, по идее, должно быть намного больше. Тем более что мы работаем исключительно на малый и средний рынок: на предприятия с оборотом в 20-500 миллионовевро, где есть владелец, который заинтересован в том, чтобы организовать свой бизнес более эффективно и качественно, соответственно - заинтересован в результате проекта, а не в последствиях. Поэтому здесь легче.
SAPLand: Насколько собственники средних компаний погружаются в сам проект, насколько активное участие они в этом принимают?
АШ: Достаточно серьезное. Они как минимум участвуют в управляющем совете, хотя не всегда входят в проектные команды. Всегда есть возможность поднять вопрос на уровень собственника, выявив его потребности.
SAPLand: В средствах массовой информации, в Интернете, в разных диспутах очень часто поднимается вопрос о том, насколько продукты SAP подходят для среднего бизнеса. Ваше мнение по этому вопросу?
АШ: Я на российском рынке решений SAP около 10-ти лет, помню еще времена, когда еще не было пакетированных решений от SAP, когда действительно SAP был только для крупных предприятий, а проекты делались не менее 9-ти месяцев. Сейчас с появлением продуктов именно для среднего рынка, для малого бизнеса, я могу с уверенностью сказать, что SAP является отличным решением и для малых и средних предприятий. Действительно стало возможным внедрить SAP за достаточно короткий срок и за достаточно небольшие деньги. Это было абсолютно невозможно, например, в 2003-2004 году - сейчас это реально и мы доказали это неоднократно.
SAPLand: Правильно ли я понимаю, что основа этого – именно преднастроенное решение? Или есть еще какие-то другие показатели?
АШ: Конечно, основа – это преднастроенное решение, которое существенно позволяет сэкономить время реализации первых двух этапов проекта, так называемый предпроектный анализ, когда мы уже показываем клиенту те процессы, которые настроены в системе, а клиент решает, насколько подходит ему сам процесс. Потом пишется дельта-концепт. То есть сначала мы спрашиваем уклиента, как у вас бизнес сегодня, а потом говоримо том, как это будет завтра, уже с помощью систем SAP. Соответственно рождается объемный документ, не менее 200-300 страниц. Потом все это настраивается с нуля. Так как мы берем уже настроенные решения, у нас сэкономлено на фазе концепта 3-5 недель, потом экономим на фазе настройки тоже существенно, потому что очень много уже в системе настроено, и нам надо донастраивать только то, что клиента не устраивает в этом стандартном решении. Это с одной стороны- а с другой, мы все знаем, что часто русский клиент говорит: «Нет, у нас все по-другому, не так, как у вас там настроено». На самом-то деле, если положить руку на сердце, выясняется, что все так же. Фактически, бизнес есть бизнес, и не важно, в России ли он, в Европе, в Бразилии или в Китае. На 80% везде все одинаковое. И говорить о том, что у нас все уникально – это не так. Поэтому очень много можно решать стандартным способом, что мы и делаем. И вот когда работать по стандарту, по SAPовскому стандарту, то можно работать и в России по иностранному решению очень эффективно и качественно.
SAPLand: Какая примерно доля дельты, которую вы достраиваете?
АШ: Мы всегда говорим, что дельта не должна быть больше 20%, но это такое растяжимое понятие – что в них вкладывать. Но не должно быть такого, что мы будем полностью переписывать SAP. Те дельты, которые есть, для нас желательно строить исходя из настроек, а не из программирования. Когда мы можем сделать все с помощью настроек, тогда у нас не возникает проблем потом, когда клиент работает в системе, когда уже начинается фаза поддержки. Если мы работаем в стандарте, то и обновления системы достаточно легко положить на старую систему.
SAPLand: Какой, примерно цикл внедрения проекта сейчас, по вашему опыту, в компании среднего бизнеса?
АШ: Если мы берем средний бизнес, производственную компанию, например, скажем, 200-300 сотрудников, которая производит товары народного потребления, то внедрить такие проекты можно где-то за 5-6 месяцев. Самый быстрый наш проект внедрения - на логистику производства, 2,5 месяца плюс еще месяц на финансы, значит, в общей сложности, 3-4 месяца. Хотя согласиться делать любой проект в такие сроки, конечно, сложно. Ябы сказал, 5-6 месяцев – это абсолютно реалистично при правильном подходе, при правильном определении объема проекта. Понятно, что все нельзя охватить сразу, какие-то работы должен делать заказчик, но это все заложено в методологии. Поэтомувсе проекты, которые мы делали, мы в основном, реализовали именно в такие сроки. Даже когда мы делали проект в концерне«Калина», которыйможно считать достаточно крупным бизнесом– там 3,5 тысячи сотрудников, 300 пользователей одновременно работают в системе. Общая продолжительность проекта, который делали мы с нуля, составила 8-9 месяцев, я бы сказал, что это достаточно быстро.
SAPLand: За счет чего достигаются такие фантастические результаты?
АШ: В основном, за счет дисциплины с нашей стороны: достаточно грамотное руководство проекта, знание, как надо делать, что нельзя распыляться на всяких «бантиках», которые клиент, возможно, захочет. Нужно, действительно сконцентрироваться на том, что необходимо для запуска проекта, чтобы его реализовать. Одна из сложностей в таких проектах – это масса данных. Работа по подготовке основных данных начинается уже сразу с зарождения проекта и идет параллельно с внедрением. За это, как правило, по методологии отвечает сам заказчик, потому что только он знает свои данные, а мы сможем только помочь определить, в какой формат перенести, а потом, естественно, уже поможем в миграции в SAP. Но все возможно и здесь важно нести четкую ответственность, чтобы в самом начале проекта была заинтересованность клиента не только в том, что захочет сам хозяин компании, но уключевыхпользователей. Они тоже должны быть заинтересованными
Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland
ЗарегистрироватьсяУ вас уже есть учетная запись?
Войти