SAP Leonardo: сетевое инкорпорирование процессов в рамках интеллектуального предприятия*. Часть 2
Для успешной реализации цифровой трансформации необходимо выстроить взаимодополняющее взаимодействие людей, процессов и объектов в рамках единой эффективной экосистемы. В этом разделе описаны возможности SAP Leonardo для применения принципов дизайн-мышления.
SAP Leonardo: дизайн-мышление*
Для успешной реализации цифровой трансформации необходимо выстроить взаимодополняющее взаимодействие людей, процессов и объектов в рамках единой эффективной экосистемы. В этом разделе описаны возможности SAP Leonardo для применения принципов дизайн-мышления.
*Оригинал (англ.): SAP Leonardo. Введение в интеллектуальное предприятие. Пьер Эразмус, Вивек Винаяк Рао, Амит Синха, Ганеш Вадавадиги. Издательство SAP PRESS. Раздел 2.4. 2019, с. 104–121.
Корректура: Олег Башкатов.
SAP Leonardo: дизайн-мышление // SAP Professional Journal Россия, сентябрь–октябрь №5 (76), стр. 20–34. @ 2019, Пьер Эразмус, Вивек Винаяк Рао, Амит Синха, Ганеш Вадавадиги.
Вы когда-нибудь наблюдали за видеоигрой и удивлялись, как авторам удалось сделать ее настолько интересной? Смотрели на потрясающее здание и поражались, как инженеры и архитекторы смогли все рассчитать и спланировать? Мы каждый день видим и используем множество вещей, тайны создания которых поражают наше воображение. В этом разделе мы немного приоткроем завесу одной из таких тайн и узнаем, как научиться мыслить так, чтобы создавать удивительные вещи и решать сложные задачи. Наш секрет —дизайн-мышление (Design Thinking).
Дизайн-мышление в SAP (раздел 2.4.1)
Дизайн-мышление — это методология или структура для реализации инноваций, с помощью которой можно создавать эффективные и простые продукты и сервисы. Однако прежде, чем бросаться применять дизайн-мышление на практике, нам необходимо разобраться с базовыми терминами и их значениями. Итак, что же такое дизайн-мышление и какие преимущества оно дает? Дизайн-мышление — это антропоцентрический процесс, который используется для выявления и решения проблем. Его можно применить к любому объекту, отрасли или области изучения. Более того, поскольку это процесс, здесь нет жестких правил. Он состоит из пяти основных этапов, которые перекрываются и повторяются до получения желаемого результата.
Дизайн-мышление основано на принципах решения задач проектирования, которые естественным образом применяют все разработчики. Вы выходите за рамки стереотипов и отпускаете свои идеи в творческий полет на поиски «правильного» решения. Дизайн-мышление — это образ мыслей и особое мировоззрение. Мы ищем возможность, которая мотивирует нас на поиск решений, создает процесс для генерации идей и претворяет их в жизнь. Практики дизайн-мышления сначала расширяют своё понимание проблемы или идеи, а затем применяют специальные техники для генерации идей. В итоге, они создают нечто материальное и реальное. Несмотря на то, что для дизайн-мышления нет жёстких правил, здесь выделяют пять основных этапов, см. Рис. 2.19:
- Проявление интереса.
- Определение.
- Формирование идеи.
- Создание прототипа.
- Тестирование.
Рис. 2.19. Принципы дизайн-мышления
В следующих разделах каждый из этих этапов будет рассмотрен подробнее.
Проявление интереса (Empathise)
При разработке продукта вы не начинаете сразу же производить его. Перед созданием окончательного варианта продукта необходимо смоделировать, как его будут использовать потребители, а для этого требуется способность к эмпатии. Эмпатия — это умение психологически поставить себя в положение другого человека и понять, что он чувствует. Суть в том, чтобы обратить внимание на других людей и понять, с какими проблемами необходимо работать. Цель не в том, чтобы найти решение для вашего проекта, а в том, чтобы понять людей, участвующих в этом проекте, узнать, что им нравится и что для них важно. Если с этой задачей вы справились, значит, вы хорошо подготовились к следующему шагу — определению их проблем и потребностей, а также применению ценной информации.
Определение (Define)
На этапе определения вы используете ценную информацию из предыдущего этапа возникновения интереса и создаете на ее основе целостный обзор проблемы, которую требуется решить, а дальше начинаете генерировать идеи по решению этой проблемы. Просто записывать и сохранять документы на жестких дисках недостаточно, поскольку вы никогда не вернетесь к этой информации. Вы должны сделать данные прозрачными для всей команды.
Во время сбора требований настоятельно рекомендуется использовать цветовую кодировку для разных пользователей и категорий. С ее помощью вы легко выявите общие тенденции и модели из разных сеансов сбора требований, что поможет вам лучше понять проблемы, желания и потребности пользователей.
Другой важной концепцией является использование электронных личностей. Это описания пользователя, для которого вы создаете решение. Электронная личность — не абстрактное определение пользователя. Это реальный человек с именем, возрастом, увлечением и т. д. Здесь необходимо по-настоящему описать пользователя так, чтобы вы могли визуализировать его личность и понять его конкретные потребности. Эта работа поможет вам сформулировать суть проблемы намного точнее.
Формирование идеи (Ideate)
На этом весьма интересном этапе вы соберете воедино всю информацию, полученную на этапах возникновения интереса и определения, и начнете работать над идеями и решениями. Основная цель данного этапа — включить в работу максимально возможно количество идей и решений, чтобы позднее вам было из чего выбирать для работы над конкретной проблемой.
Частой ошибкой на этом этапе является использование мозгового штурма как основного и даже единственного способа формирования новых идей. Мозговой штурм в организациях часто проходит достаточно вяло и превращается в неэффективное заседание. В таком случае вам помогут другие способы. Концепция формирования идей намного шире и включает в себя не только мозговой штурм. Цель формирования идей — предложить максимально возможное количество неожиданных вариантов решения проблемы, определенной на более раннем этапе. Как же найти множество неожиданных вариантов решения проблемы? Одной из основных стратегий для формирования идей является разделение процессов генерации идей и выбора идеи.
Для успешного формирования идей важно сначала просто генерировать идеи, не останавливаясь ни на одной из них. И лишь после этого можно начинать оценивать и тестировать свои идеи. Такой свободный полет фантазии обычно применяется в каждой стратегии, будь то мозговой штурм или что-либо еще. Лишь некоторые действия выполняются целенаправленно и по инструкции. Одним из обязательных условий является разнообразие предложенных вариантов. Если в вашей группе все мыслят одинаково, шансы на появление свежих идей невелики.
Кроме того, чтобы придумать нечто новое и интересное, вам придётся пересмотреть правила мозгового штурма. Для нас мозговой штурм должен быть в определенном смысле общественным обязательством о поведении каждого члена группы. Для поддержания динамичности мозгового штурма необходимо соблюсти хрупкий баланс, чтобы обеспечить конструктивную совместную работу группы, состоящей из разных людей, и получить на выходе неординарный результат. Если вы уже на раннем этапе даете оценку большинству идей, вы можете пропустить интересные варианты.
Также рекомендуется поощрять предложение самых смелых и диких идей. Наш опыт показывает, что даже если такие не являются достаточно ценными сами по себе, они могут вдохновить группу на выработку альтернатив, среди которых может оказаться действительно стоящая идея. Помимо этого, рекомендуем ставить цель получить большое число идей. Чем больше идей вы соберете, тем выше вероятность, что среди них будут удачные. И последнее, старайтесь визуализировать. Зарисовки или схемы с наглядным представлением идеи заставляют людей взглянуть на нее по-другому.
Еще одной концепцией при формировании идей является ставка на самую смелую идею. Иногда это кажется невозможным, но, если вы сможете это сделать — все изменится. Исследователи обнаружили, что если после предложения всех идей вы определите для создания прототипа не менее трех концепций на основе этих разных критериев, вы сохраните свой инновационный потенциал. Таким образом, после этапа генерации максимально возможного количества идей для дальнейшей разработки следует выбрать несколько концепций. После этапа формирования идей переходим к очень важному этапу создания прототипа.
Создание прототипа (Prototype)
На этапе создания прототипа вы облекаете свои идеи в осязаемую форму. Создание примерного прототипа на основе ваших идей позволит не увлечься, слишком их идеализируя. По прототипу вам необходимо будет получить обратную связь от пользователей, в том числе и критику. Прототипы помогают понять недочеты и выбрать наилучшее итоговое решение.
Прототип может быть создан на бумаге, в виде физического объекта или трехмерной модели или даже ролевой игры. Основная задача здесь — перенести решения и идеи из вашего воображения в реальную жизнь, чтобы их могли увидеть, опробовать и оценить другие люди. Для начала попробуйте нарисовать схему, которую называют концептуальным проектом, а затем начинайте добавлять к ней детали, например, виды материалов и т. д. Профессиональные архитекторы могут даже создать цифровую или физическую трехмерную модель, чтобы более точно изучить все детали и изменить проект при необходимости. Такой подход к созданию моделей и моделированию конечного продукта называется прототипированием.
В чем преимущества создания прототипов? Этот процесс позволяет проектной группе быстро изучить итоговый продукт и своевременно исправить возможные ошибки до того, как вы уже отлили все в бетоне. В разделе 2.4.2 подробно рассматривается инструмент SAP Build, который используется для создания прототипов и выполнения других задач. Однако в рамках создания прототипа мы будем работать с презентацией, описывающей приложение для отслеживания заказов клиента (Рис. 2.20) и создадим прототип приложения (Рис. 2.21).
Рис. 2.20. Пример создания презентации по отслеживанию заказа клиента
Рис. 2.21. Пример прототипа отслеживания заказа клиента на основе презентации
Тестирование (Test)
После создания прототипа идет последний этап, который называется тестированием. Для тестирования вы предлагаете целевым пользователям опробовать черновые варианты прототипов с низким разрешением. Попросите пользователей уделить особое внимание всем важным функциям и сообщить вам, что им понравилось, а что вызвало трудности или неудобство. Наконец, после проведения испытаний прототипа проанализируйте отзывы пользователей. Далее прототип можно адаптировать и собрать дополнительные отзывы, переходя от одного пользователя к другому.
Что же делать со всей этой обратной связью? Как показывает наш опыт, необходимо собрать отзывы и рассортировать их по категориям. Появились ли новые вопросы после получения обратной связи? Какие новые идеи посетили вас при работе с прототипами? Обязательно запишите и новые вопросы, и новые идеи. Когда вы будете работать с прототипом, один из членов группы должен просто наблюдать, делать заметки и беседовать с пользователями. Далее вы можете уже группой приступить к сортировке и анализу всех отзывов. Анализируя обратную связь, решите, какие именно пожелания вы учтете при создании следующего прототипа.
Методология (раздел 2.4.2)
В этом разделе показано, как претворить ваши идеи в жизнь с помощью SAP Build. Этот инструмент позволяет создавать высокоточные прототипы, т. е. прототипы, максимально приближенные к реальному продукту по внешнему виду и возможностям взаимодействия, но не являющиеся собранным готовым продуктом. Цель этой работы — дать целевой аудитории возможность протестировать продукт и решить, соответствует ли он их ожиданиям и потребностям, либо нужно что-то исправить или переделать. Создание высокоточного прототипа — ключевой шаг в ориентированном на пользователей проектировании. На основе обратной связи от целевой аудитории вы можете быстро и с низкими затратами улучшить свой дизайн и повторить все циклы разработки. Таким образом, прототипы — мощное средство выявления пробелов и недочетов проектирования, которое позволяет получить конечный продукт высокого качества.
Стратегия SAP в отношении UX заключается в проектировании и разработке удобным в использовании приложений по принципам проектирования SAP Fiori. Эта концепция лежит в основе приложений SAP Fiori, которые можно развернуть в облаке или в локальной системе. SAP Build — это облачный инструмент для сотрудничества при проектировании, который дает вам знания, средства и вдохновение для создания красивых и удобных приложений, которые понравятся пользователям. SAP Build поможет вам овладеть искусством проектировочного мышления. С его помощью вы сможете создавать интерактивные прототипы, получать обратную связь от пользователей и выполнять разработку без написания кода. Сначала выполните следующие шаги:
- В веб-браузере Chrome на ноутбуке Apple или на ПК откройте SAP Build по адресу https:// build.me.
- Нажмите Зарегистрироваться бесплатно! (Sign up for free!) и укажите свой адрес электронной почты. Подтвердите свое согласие с условиями и зарегистрируйтесь. Вашим идентификатором будет действительный адрес электронной почты, к которому будет привязан пароль.
- После входа нажмите Новый проект (New Project), а затем Создать новый проект (Create New Project), см. Рис. 2.22. Давайте присвоим проекту имя «Интеллектуальное здание» и добавим описание.
- Для создания электронной личности (persona) в главном меню проекта нажмите Создать электронную личность (Create a Persona), см. Рис. 2.23. Появится формуляр электронной личности, который необходимо заполнить следующим образом:
- Нажмите Загрузить (Upload), чтобы загрузить изображение с компьютера. При необходимости обрежьте изображение.
- Заполните поля данных справа от изображения:
- Имя (Name): имя электронной личности.
- Роль и организация (Role & Organization): в компании.
- Цитата (Quote): фраза, характерная для личности, выражающая ее важные потребности или проблемы.
- Укажите информацию под изображением, нажав кнопку Добавить, а затем сохраните введенные данные:
- О личности (About): подробные сведения о личности (биография, социально-демографическая группа, рабочий контекст и пр.)
- С кем работает (Works with): роли коллег и виды клиентов, с которыми работает электронная личность.
- Основные цели (Main Goals): цели, которых необходимо достичь для успешного выполнения работы.
- Потребности (Needs): что необходимо личности для достижения цели и почему.
- Обязанности (Job Responsibilities): должностные обязанности личности (включая периодичность выполнения).
- Проблемы (Pain Points): препятствия, мешающие личности отвечать всем требованиям занимаемой должности.
После завершения нажмите Готово (Done) (вы можете вернуться и изменить данные в любой момент). Далее вы будете перенаправлены на обзорную страницу данных электронной личности, на которой отображается наиболее важная информация о ней.
- Теперь загрузите изображения в SAP Build и используйте их в своем прототипе для создания примерного дизайна. Включите свой мобильный телефон или планшет. Сделайте фотографии инструментальной панели, занятого помещения и конференц-залов. На мобильном устройстве откройте браузер и перейдите по адресу https://build.me. Войдите в систему и выберите имя проекта Интеллектуальное здание (Smart Building) в раскрывающемся меню, а затем нажмите Загрузить изображения (Upload Images). Перейдите в фотобиблиотеку и загрузите изображения, сделанные камерой телефона.
- В SAP Build выполняется сбор обратной связи от пользователей, см. Рис. 2.24. Перейдите на вторую страницу прототипа, нажав Загруженность конференц-зала (Meeting Room Occupancy), а затем к информации о здании. Откроется третья страница. Вы можете оставлять комментарии на каждой странице. Чем больше пользователей щелкнут по изображению, тем больше щелчков мышью вы увидите на теплокарте при проверке результатов. После завершения нажмите Готово (Done), см. Рис. 2.25.
- Далее создадим высокоточный прототип SAP Fiori с отношением «один-ко-многим». Выйдите из существующего прототипа с помощью значка СБОРКА (BUILD) в левом верхнем углу, а затем нажмите Новый проект (New Project). Просмотрите другие проекты в галерее, нажав Перейти в полную галерею (Go to Full Gallery). В галерее введите критерий поиска «интеллект» и выберите Интеллектуальные пространства (Smart Rooms). Нажмите ПОПРОБОВАТЬ (TRY IT), чтобы протестировать этот прототип в новой вкладке.
Оформите подписку sappro и получите полный доступ к материалам SAPPRO
Оформить подпискуУ вас уже есть подписка?
Войти