Меню

Применение ГОСТа по управлению портфелями в SAP PPM

|

Сравнительно недавно (в 2012 году) были выпущены новые ГОСТы, которые впервые в российской практике обозначили основные термины и требования к управлению программами и портфелями проектов. Настоящая статья посвящена рассмотрению ГОСТ Р 54870—2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов

Введение

Сравнительно недавно (в 2012 году) были выпущены новые ГОСТы, которые впервые в российской практике обозначили основные термины и требования к управлению программами и портфелями проектов:

  • ГОСТ Р 54870—2011 Проектный̆ менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов.
  • ГОСТ Р 54871―2011 - Проектный менеджмент. Требования к управлению программой. Настоящий̆ стандарт устанавливает требования к управлению программой̆ на этапах её формирования и реализации, при этом предметом стандартизации являются обязательные выходы процессов управления программой̆.
  • ГОСТ Р 54869—2011- Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. Настоящий стандарт содержит основные термины и процессы проектного управления.

Настоящая статья посвящена рассмотрению ГОСТ Р 54870—2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов.

Содержание этого ГОСТа Р 54870—2011 посвящено трём группам  процессов:

  • группапроцессовобеспеченияуправленияпортфелями
  • группапроцессовформированияпортфеляпроектов
  • группа процессов мониторинга и контроля портфеля проектов

Группа 1 Процессы обеспечения управления портфелем.

Процесс сбора информации об условиях, ограничениях и требованиях к портфелю.

Процесс может выполняться вне системы PPM,так как связан определением стратегических целей компании на определенный период и зачастую реализуется в системах бизнес-планирования компании. PPM может являться получателем соответствующих показателей из внешних систем или других компонентов SAP (например, предусмотрено заполнение финансовых ракурсов в объектах путем передачи из SAPBI-IP, BPC).

Процесс формализации процедур управления и параметров оценки портфеля.

В  SAPPPM с данным процессом тесно связаны процессы администрирования портфеля проектов, такие как:

  1. Cоздание или изменение структуры портфеля. Перечень областей портфеля позволяет структурировать элементы портфеля по какой-либо аналитике. Например, по видам деятельности или организационной структуре (Рис.1). Каждая область будет агрегировать показатели с нижестоящих элементов. 

    Рис.1. Создание структуры областей портфеля.
  2. Cоздание или изменение альтернативных иерархий. Для обеспечения возможностей классификации проектов в портфеле по различным аналитическим признакам (например, по регионам, индустриям, ответственным подразделениям, балансовым единицам) может создаваться неограниченное количество альтернативных иерархий (Рис.2). 

    Рис.2. Создание альтернативной иерархии портфеля. 

    Проект может быть одновременно присоединен к нескольким альтернативным иерархиям либо к нескольким областям внутри одной иерархии (Рис.3). 

    Рис.3. Присоединение элемента портфеля к нескольким областям альтернативной иерархии.
  3. Настройка и присоединение анкет и моделей оценки к определенным областям портфеля. В системе преднастраиваются различные анкеты (опросники с указанием баллов за каждый вопрос и ответ) (Рис.4) и модели оценки. 

    Рис.4. Настройка оценок для ответов анкет. 

    Данные анкеты назначаются определенным областям портфеля (Рис.5). Таким образом, возможно проведение дальнейшей оценки по различным критериям для разных направлений деятельности. Перед началом процесса формирования портфеля необходимо определить критерии для оценки поступающих инвестиционных заявок, их весовые характеристики. Это позволит получить объективную оценку каждой заявки.
  4. Ведение шаблонов элементов портфеля, инициатив и шаблонов структуры проектов cProjects (Рис.6). 

    Рис.6. Пул шаблонов проектов сProjects портфеля.

Аналитика, заложенная в шаблоны, будет транслироваться в новые проекты и таким образом, во-первых, сократит время на заполнение информации в карточках, а во-вторых, позволит оперативно вносить изменения процедур. В качестве примера можно привести количество задач в календарном графике. При добавлении в шаблон новых вех, они будут автоматически добавлены во все создаваемые проекты (Рис.7).

Рис.7. Шаблон проекта cProjects с предзаполненными данными.

Группа 2. Формирование портфеля.

Процесс «Идентификация компонентов портфеля».

В качестве компонентов портфеля рассматриваются элементы портфеля (portfolioitem) и инициативы (initiatives). При помощи характеристик, заложенных в карточке элемента и инициативы, возможно идентифицировать инвестиционный замысел по различным категориям, наполнить информацией, требуемой для дальнейшей оценки:

  1. Тип проекта и его основные данные (Рис.8). 

    Рис.8. Основные данные карточки проекта – элемент портфеля.
  2. Финансовые показатели (Рис.9). 

    Рис.9. Финансовые показатели карточки проекта - элемент портфеля.
  3. Показатели физических характеристик (Рис.10). 

    Рис.10. Физические хар-ки проекта - элемент портфеля.
  4. Календарный график (Рис.11). 

    Рис.11. Календарный график проекта (Диаграмма Ганта).
  5. Документы проекта (Рис.12). 

    Рис.12. Документы проекта.
  6. Стейкхолдеры (Рис.13). 

    Рис.13. Стейхолдеры проекта.

Процесс «Оценка компонентов портфеля».

Оценка компонентов выполняется на основании процедур анкетирования и составления моделей оценки. Определив перечень анкет, весовые характеристики вопросов и ответов, производится оценка проектов на основании единых показателей.

Помимо бальной системы производится расчет показателей экономической эффективности на основании тех данных, которые были введены при идентификации компонента портфеля.

К примеру, для направления деятельности «Строительство» анкета может содержать информацию по согласованию правоустанавливающих документов на землю, готовность ПСД или наличие заключения главгосэкспертизы. Допустим,

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти