Практические советы по внедрению решения SAP для стандарта ИФРС16
Статья раскрывает тему внедрения решения SAP для стандарта учета ИФРС16, а также содержит советы по работе с упрощенной версией решения.
Информация будет полезна международным компаниям, которые в той ли иной степени в ходе ведения бизнеса сталкиваются с лизингом: в качестве арендаторов или арендодателей.
Оглавление
3. Требования стандарта к отчетности клиента
4.2.2 Шаги по выполнению поставленной задачи
5.1 Шаги по выполнению поставленной задачи
6. Прочие советы и рекомендации
1.Преамбула
Статья раскрывает тему внедрения решения SAP для стандарта учета ИФРС16, а также содержит советы по работе с упрощенной версией решения.
Информация будет полезна международным компаниям, которые в той ли иной степени в ходе ведения бизнеса сталкиваются с лизингом: в качестве арендаторов или арендодателей.
Интерес представляет как для консультантов по внедрению и внутренней поддержке системы SAP, так и для самих пользователей: бухгалтеров по учету основных средств и сотрудников, ответственных за подготовку отчетности.
Для понимания текста требуется знание стандарта ИФРС16, а также модуля финансы – учет основных средств(SAP FI AA).
2.Аннотация
В статье на практическом примере рассматриваются:
- полное стандартное решение предложенное SAP для арендатора: алгоритм внедрения, рекомендации;
- упрощенная версия решения для арендатора – рекомендуется использовать в том случае, когда компания работает менее чем с пятьюдесятью объектами лизинга.
3.Требования стандарта к отчетности клиента
Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 16 «Аренда» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 11.06.2016 N 111н):
1. Настоящий стандарт устанавливает принципы признания, оценки, представления и раскрытия информации об аренде. Целью стандарта является обеспечение порядка раскрытия арендаторами и арендодателями уместной информации, правдиво представляющей эти операции. Данная информация является основой, используемой пользователями финансовой отчетности для оценки влияния аренды на финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации.
2. Организация должна учитывать условия договоров, а также все уместные факты и обстоятельства при применении настоящего стандарта. Организация должна применять настоящий стандарт последовательно в отношении договоров с аналогичными характеристиками и в аналогичных обстоятельствах.
Полный текст стандарта (включая отличие операционного лизинга от финансового лизинга) можно найти на сайте Consultant: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_202611/
В качестве примера организации приведена международная сеть магазинов: есть несколько объектов лизинга: склады, помещения магазинов, гаражи. На рисунке 1 показана операционная модель компании.
Рис. 1 Операционная модель организации
С использованием решения SAP требуется показать для обоих областей оценки (ИФРС, РСБУ) и для каждого объекта лизинга:
- учет расчетов с лизингодателем (проводки за период) в рамках каждого отдельного контракта(для одного вендора может быт несколько контрактов аренды);
- проводки по учету списания тела долга;
- проводки процентов по задолженности.
Выполнение каждого из шагов по отдельности без привязки друг к другу может привести к путанице при подготовке отчетности.
Во избежание неконсистентности данных SAP рекомендует стандартное решение описанное в ноте 2255555: использование в качестве ключевой функциональности -модуля Гибкий учет недвижимости (RE-FX), а в качестве главного инструмента – контракта.
4.Стандартное решение SAP
4.1 Модуль RE-FX
В 2002 году SAP выпустил решение Гибкий учет недвижимости (SAP Real Estate Management (RE-FX) ) для учета расчетов по имуществу в аренде.
Все функции, покрываемые стандартным решением, отображены на рисунке 2.
Рис. 2 Функции решения RE-FX
В 2016 году решение было усовершенствованно для обеспечения автоматического расчета сумм всех проводок, связанных с лизингом, и для удовлетворения требования стандарта отчетности ИФРС16.
Решение обеспечивает работу администратора, бухгалтера по учету основных средств, специалиста по подготовке отчетности.
Модуль Гибкий учет недвижимости интегрирован с модулем учета ОС(FI AA), модулем учета расчетов с поставщиками и подрядчиками(FI APAR) и другими функциональностями. Например, можно обеспечить расчет прибыльности использования того или иного объекта недвижимости (COPA). Возможно и разделение ролей и полномочий пользователей в зависимости от функций.
На рисунке 3 показаны возможные связи между блоками учета модулей финансы и контроллинг.
Рис. 3 Связи между блоками учета моделей финансы и контроллинг
Решение может быть использовано как арендодателем, так и арендатором; для учета как недвижимости, так и оборудования.
Центральным элементом обеспечивающим удовлетворяющим требования стандарта является контракт.
В рамках одного контракта связаны все участники сделки и все проводки.
Основные задачи контракта:
- Концепция видов контракта(определение поставщика услуги и потребителя услуги);
- Интеграция с бизнес партнерами(роли бизнес партнеров);
- Управление условиями сделки(проценты, суммы сделки);
- Управление сроками сделки;
- Интеграция областей учета РСБУ и ИФРС;
- Симуляция всех проводок связанных с лизингом;
- Подготовка отчетности.
На рисунке 4 показан интерфейс контракта.
Рис. 4 Интерфейс веденеия контракта
На рисунке 5 отображены две области оценки для объекта лизинга.
Рис. 5 Области оценки
Симуляция проводок с учетом условий контракта отображена на рисунке 6.
Рис.6 Симуляция проводок
Интеграция с модулем учета ОС (создание карточки ОС напрямую из контракта) изображены на рисунке 7
Рис. 7 Интеграция с модулем учета ОС
В случае, если условия контракта меняются в контракте, суммы проводок связанных с контрактом будут автоматически пересчитаны.
4.2 Практический пример
4.2.1 Операционные условия
Организация взяла в аренду помещение сроком на 3 года, сумма оплаты 200 долларов в год (5% годовых), 6 % скидка по оплате.
Расчет амортизации в зависимости от дней в году. Амортизация данного ОС в лизинге и погашение долга по контракту должно выполняется один раз в год.
Проводки, согласно договора:
Единовременная проводка задолженности по договору( стоимость имущества в аренде):
Дт Право использования ОС 560 долларов
Кт Задолженность 560
Проводки по контракту:
- Первый год:
Дт Амортизация ОС 187 (A)
Кт Накопленная амортизация 186 ОС(A)
Дт Процент по задолженности 34(С)
Дт Задолженность 166 (D)
Кт Счет оплаты 200 (банк)
- Второй год:
Дт Амортизация ОС 186 (A)
Кт Накопленная амортизация ОС 186 (A)
Дт Процент по задолженности 24(С)
Дт Задолженность 186 (D)
Кт Счет оплаты 210 (банк);
- Третий год:
Дт Амортизация ОС 186 (A)
Кт Накопленная амортизация ОС 186 (A)
Дт Процент по задолженности 12(С)
Дт Задолженность 208 (D)
Кт Счет оплаты 220 (банк).
В таблице 1 заполнены суммы ожидаемых проводок.
Таблица 1. Проводки по из примера
4.2.2 Шаги по выполнению поставленной задачи
Шаг 1. Заведение объекта недвижимости
Объект недвижимости можно завести как через навигатор модели RE-FX, так напрямую в контракте.
В качестве объекта недвижимости был заведен магазин. Тип объекта недвижимости – здание, понятие типы объекта недвижимости используется для обеспечения удовлетворения дополнительных требований отчетности. Один объект недвижимости может быть привязан к нескольким контрактам. Создание объекта недвижимости показано на рисунке 8.
Рис. 8 Создание объекта недвижимости
Шаг 2. Заведение контракта
Выбран тип контракта – аренда помещения в зависимости от этого выбора внешний интерфейс контракта и функции, им выполняемые, могут быть различны. На первой вкладке контракта может быть выбран из списка арендодатель (бизнес партнер с определенной ролью, присвоенной типу договора, в данном случае – лизингодатель), даты договора, номер договора.
На рисунке 9 показана первая вкладка договора.
Рис. 9 Основные данные договора
На рисунке 10 - вкладка Условия, здесь заведены условия контракта: срок, периодичность платежей. На этой вкладке можно увеличить или уменьшить срок контракта.
Рис. 10 Условия контракта
На вкладке Проводка, рисунок 11, указывается периодичность выплат (в данном случае, раз в год), алгоритм расчета сумм проводки (в данном случае, в зависимости от дней в году). Если требуется, на этой вкладке можно присвоить аналитики контроллинга (кнопка Организационные присвоения).
Рис. 11 Вкладка Проводки
На вкладке Условия 2 и вкладке Оценка, рисунки 12-13, можно просмотреть и симулировать все проводки, связанные с контрактом для каждого из периодов (3 года).
Рис. 12 Условия 2
Вкладка Оценка является специфичной для решения ИФРС16.
Рис. 13 Проводки для каждого из периодов
Шаг 3. Проводка контракта – единовременно
После того, как основные данные контракта заведены, нужно провести сумму задолженности по контракту (единовременно для двух областей оценки). Для этого требуется указать на селекционном экране даты проводки и номер договора. После операции – результаты будут отражены в карточке договора.
На рисунке 14 отражена единовременная проводка.
Рис. 14 Проводка контракта
Шаг 4. Периодические проводки контракта
Раз в период требуется проводить амортизацию объекта лизинга, сумму погашения задолженности, проценты по сделке. Все 3 проводки для двух областей оценки выполняются в одной транзакции: нужно указать номер договора и даты. На рисунке 15 показан селекционный экран, а также сами проводки.
Рис. 15 Периодические проводки
В случае необходимости продления сроков и изменения прочих условий, все правки вводятся в карточке контракта.
Решение является очень удобным в случае, если компания работает более чем со 150 контрактами лизинга, так как можно массово провести суммы по нескольким контрактам в рамках одной транзакции.
Настройка является массивной, поэтому, если контрактов менее 50-150, можно использовать упрощенное решение.
4.3 Рекомендации по настройке
4.3.1 Необходимые мастер ноты
Требуется, прежде всего, ознакомиться с рекомендациями из информационной мастер ноты 2255555 - Release note: Valuation of leasing contracts и установить все связанные ноты (см. приложение 1).
Примечание.
Решение может не подойти вашей версии системы.
4.3.2 Основные шаги настройки
Основные шаги настройки описаны в нотах и включают в себя следующие действия (полное описание, транзакции настройки можно найти в связанных нотах).
Шаг 1. Настройка базовых данных
- Активация расширения RE-FX
- Активация субфункций
- Настройка балансовой единицы (активация учета RE-FX)
- Активация RE-FX для контроллинговой единицы
- Активация группы статусов полей (вкладка Оценка(Valuation)) специфичных для решения. Этот пункт является особенно критичным.
Шаг 2. Настройка основных данных
- Определение единиц измерения для объектов аренды (метры и тд)
- Определение диапазонов номеров: для балансовых единиц (примечание: балансовые единицы должны быть активированы отдельно в блоке RE-FX); для объектов аренды.
- Определение назначения использования объектов аренды.
- Настройка типов контракта.
- Присвоение диапазонов номеров контрактов.
- Присвоение типов контрактов типам использования объектов лизинга.
Шаг 3. Условия (интеграция с ГК)
- Определение типов условий.
- Определение потоков (flows) и операций.
- Присвоение операций потокам.
- Присвоение счетов операциям.
- Присвоение потоков типам контрактов.
Шаг 4. Интеграция с учетом ОС
- Определение отдельного класса ОС для имущества в лизинге.
- Проверка/создание особого ключа амортизации для объектов в лизинге (списание единовременно).
- Определение типов операций.
Шаг 5. Настройка дополнительных условий
- Настройка дополнительных условий: автоматические проводки затрат.
Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland
ЗарегистрироватьсяУ вас уже есть учетная запись?
Войти