Меню

Опыт внедрения SAP ACM в российской зерновой компании

SAP Agricultural Contract Management (ACM) является отраслевым решением для торговли сельскохозяйственной продукцией: зерновыми, соей, маслосеменами и продуктами их переработки, которыми торгуют на продовольственных биржах.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ОПИСАНИЕ СТАНДАРТНОГО ПРОЦЕССА В МОДУЛЕ SAP ACM

2.1 Схема процесса

2.2 Семь шагов процесса

3. ОБЪЕКТЫ SAP ACM

3.1 Контракт

Создание контракта

Важные моменты

3.2 Номинация

3.3 Отражение факта загрузки/выгрузки товара (Load data capture)

3.4 Расчет (Settlement)

4. СЛОЖНОСТИ, С КОТОРЫМИ МЫ СТОЛКНУЛИСЬ ПРИ ВНЕДРЕНИИ SAP ACM В РОССИИ

4.1 Контракт в российской локализации

4.2 Сторно сч.ф.

4.3 Печатные формы УПД, корректировочного УПД

4.4 Проведение документов задним числом

4.5 Некорректное отражение себестоимости при проводках с 601м видом движения

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.Введение

SAP Agricultural Contract Management (ACM) является отраслевым решением для торговли сельскохозяйственной продукцией: зерновыми, соей, маслосеменами и продуктами их переработки, которыми торгуют на продовольственных биржах. Важной особенностью биржевых товаров (коммодити) является механизм ценообразования, данные товары активно перепродаются  на организованных рынках и обладают стандартными потребительскими свойствами, такие товары однородны, легко взаимозаменяемы и не имеет значения, кто, где и как их произвел, важны только качественные характеристики. С точки зрения бизнес процессов данный вид бизнеса отличается сложными условиями контрактов, включающих множественные качественные и количественные показатели продукта, от которых зависит ценообразование, скидки и условия по сопутствующим процессам, таким, как фрахт, хранение, обработка продукции. Каждая сделка может оформляться несколькими договорами, на исполнение которых также могут влиять плановые и внеплановые расходы, которые нужно отслеживать в разрезе договоров и продуктов. Модуль SAP ACM позволяет трейдерам фиксировать, анализировать и управлять множественными показателями для сравнения условий контрактов и заключения максимально выгодных сделок. Данное решение поддерживает полный цикл движения товаров от заключения договоров до отслеживания исполнения контрактных условий. Сценарии, на которые рассчитан данный модуль:

  • Покупка коммодити.
  • Реализация коммодити.
  • Спотовые сделки (внеплановые сделки с немедленной передачей товара, когда с покупателем заранее не заключается договор).
  • Трехсторонние сделки.
  • Взаимозачеты.

В данной статье мы рассмотрим основные объекты модуля SAP ACM, который является частью IS-OIL решения на S4 HANA, а также поставляется в SAP enhancement package 7 for SAP ERP 6.0, и его интеграцию со стандартными модулями SAP FI, MM, SD, что может быть интересно ключевым пользователям и консультантам, которые автоматизируют деятельность зерновых компаний. А также рассмотрим основные сложности, с которыми мы столкнулись во время внедрения SAP ACM в российской компании при настройке стандартных программ российской локализации SAP Add-on.

2.Описание стандартного процесса в модуле SAP ACM

Упрощенно процесс исполнения контракта по закупке или реализации коммодити (Рис.1.) в модуле SAP ACM можно описать, как семь шагов.

2.1 Схема процесса

Рис #1. Сквозной процесс в модуле SAP ACM от контракта до оплаты

2.2 Семь шагов процесса

Шаг 1. Создание контракта. Основные характеристики

  • Материал
  • Количество за период действия контракта
  • Качественные характеристики (например, количество протеина в пшенице), допустимые отклонения по качеству, дополнительные характеристики
  • Цена, если уже известна на момент создания контракта
  • Управляющий вес/показатели качества (различают два сценария TTO - Title Transfer Origin и TTD – Title Transfer Destination)
  • Дополнительные расходы на исполнение контракта

В российской реальности есть рамочные договора, в которых не указана конкретная цена и количество, данные договора создавались в SAP ACM как шаблоны и имели отличную от обычных договоров нумерацию. Шаблоны-контракты имеют выделенный тип и используются как заготовки для копирования при создании новых контрактов, ускоряя процесс их регистрации. Еще одним применением шаблона-контракта является проводка сопутствующих затрат, когда нет возможности напрямую связать затраты с конкретным контрактом (например, авансовые платежи по аренде цистерн, которые проводятся до создания сбытовых контрактов, в которых эти цистерны будут использоваться).

Шаг 2. Планирование (Номинация):

  • Создание номинации (заказа- заявки) со ссылкой на контракт. Номинация- это необязательный объект IS-OIL модуля, который позволяет выделить этапы в исполнении контракта, каждый этап имеет свой график и объемы. По каждому этапу с помощью номинации оператор фиксирует детали поставки, если в Контракте заложены вариации (Optionality). Контракт может допускать исполнение нескольких материалов по одной позиции, несколько точек загрузки-выгрузки, условий Инкотермс. Пример вариации: в контракте может быть указано, что наша компания может отгрузить покупателю товар в разных пунктах выгрузки, но при этом цена на этот товар будет разная.
  • Валидация заявки на предмет доступного количества и условий контракта.
  • Планирование перемещения товара

Шаг 3. Отражение факта загрузки- выгрузки (Load data capture)

  • Определение материала для покупки или продажи. Или копирование кода материала из номинации, если она есть.
  • Отражение фактического количества и качества, согласно анализам и данным весов.
  • Создание сопутствующих системных документов, включая документы движения запаса.
  • Проводка поступления материала в случае закупки идет по плановой цене контракта, это было доработано в рамках проекта, т.к. в стандарте системы предусмотрена только проводка с нулевой ценой.
  • Application документ. Совокупность всех Application документов представляет базу для последующего Расчета, собирая все фактические характеристики и значения LDC, т.е. вес погрузки-разгрузки, значения качественных показателей. При создании Application документ проверяет условия контракта (план-факт) и может переходить в различные статусы, в зависимости от того, удовлетворяет ли данный запас условиям контракта.

 Шаг 4. Расчет (settlement)

  • Определение стоимости товара (базовый цены контракта, скидок/надбавок по качеству, скидок/надбавок по Optionality) на основании информации из выбранных Application документов
  • Группировка Application документов, отражающих события по погрузке-выгрузке товара для того, чтобы включить их в один входящий/исходящий счет-фактуру.

Шаг 5. Регистрация счета-фактуры

  • Соотношение счета-фактуры к группе документа расчета 1-1.
  • Создание предварительных инвойсов (с количеством по отгрузке) на основании рыночных цен.
  • Копирование цены/количества из Расчета при создании сч.ф., в результате происходит
    • Отражение кредиторской задолженности в случае закупки.
    • Отражение дебиторской задолженности в случае реализации.

Шаг 6. Закрытие контракта

  • Отражение доп. расходов по контракту (фрахт, страховка, хранение, чистка, сушка, подработка, фумигация и др.).
  • Списание себестоимости по сбытовым контрактам.

Шаг 7. Оплата товара.

Может быть и предоплатная схема, если это предусмотрено договором.

Рассмотрим упрощенный пример сбытовой цепочки с управляющим весом TTO (FOB, FAS, EXW).В отличии от стандартных модулей SAP MM (Закупки) и SD (Реализация) в модуле SAP ACM одни и те же объекты ACM участвуют и в процессе закупок, и в процессе продаж. При этом в фоне создаются стандартные заказы на закупку или реализацию и последующие документы (Рис.2.) в зависимости от условий, указанных в контракте.

Рис #2. Поток документов в модуле SAP ACM. Пример контракта на реализацию

3.Объекты SAP ACM

Рассмотрим более подробнее каждый объект SAP ACM, чтобы понять, как он связан со стандартными объектами модулей SAP MM, SD, FI.

3.1 Контракт

Контракт - это база для всех сделок по закупке или реализации коммодити. В контракте фиксируется прайсинг для текущих и будущих сделок, условия отгрузок, условия платежа, и прочие условия, которые влияют на перемещение товара и связанные с этим доп. расходы. Любое движение материала выполняется со ссылкой на контракт, именно в нем определяются все характеристики материала, которые затем копируются в последующие документы, но при необходимости их можно изменить.

Создание контракта

Создание контракта происходит в транзакции WB21 (Рис.3)

Рис #3. Создание контракта

Карточка контракта- это объект, который состоит из заголовка и множества закладок для сведений по каждой позиции в заказе.

В заголовке контракта указываются организационные данные организации (Рис.4)

Рис #4. Организационные данные предприятия для создания контракта

А также указываются данные покупателя или продавца в зависимости от того, является ли данный контракт закупочным или контрактом на реализацию (Рис.5.).

Рис #5. Пример контракта на закупку. Данные заголовка

На уровне позиций указываются вариативность (Optionality), управляющий вес/качество, ценообразование и другие качественные и количественные характеристики материала, который мы собираемся купить или продать (Рис.6.).

Рис# 6. Пример закупочного контракта, данные по первой позиции контракта

После того, как ответственный сотрудник создаст контракт, его необходимо подтвердить, обычно это делается начальником отдела или другим ответственным пользователем.

Важные моменты

Мы не будем рассматривать все нюансы и возможности системы при заведении контракта, но остановимся на двух принципиально важных моментах, которые влияют на будущую цепочку документов:

1. Ценообразование. Поскольку сельскохозяйственными товарами торгуют на бирже, прайсинг- это комплексная и важная составляющая контракта. Данной информацией владеют трейдеры, и их методология зависит от каждой компании и правилах торговли на рынке. Модуль SAP ACM предоставляет гибкий инструмент для прайсинга (Рис.7), где можно указать стандартную,- базисную и фьючерсную цену для каждой партии товара.

Рис #7. Пример прайсинга в контракте

Ценообразование ACM базируется на технологии CPE – Commodity Price Engine, в которой первично формируется формула расчета, в зависимости от подхода/базиса, и определяются ценовые компоненты. Затем по формуле подтягиваются/вводятся значения всех компонентов.

2. Discount Premium Quality Schedule (DPQS)- характеристики материала, которые влияют на дополнительные скидки или надбавки при покупке или продаже товара. Скидки могут быть по количеству (потери при перевозке) или по качеству.

Пример скидок по количеству:

Специфика бизнеса такова, что отгруженное количество всегда не совпадает с полученным, это может быть по разным причинам: разница в весах (в приборах измерения) в пункте отгрузки и в пункте получения товара; во время перевозки коммодити в машину может попасть сор; товар может намокнуть или частично просыпаться -  от всего этого вес товара может значительно меняться.

Пример характеристик по качеству:

  • Влажность
  • Количество протеина (в зерновых)
  • Количество примесей, сора
  • Содержание масла в % и др

Модель

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти

Обсуждения Количество комментариев1

Комментарий от  

Диана Третьякова

  |  23 июня 2020, 15:16

Выражаю благодарность за помощь в подготовке статьи Алиуллову Альфиру (к.т.н., консультант MM/SD/LE/WM)