Комплексная автоматизация кадрового делопроизводства: что это и с чем ее едят
C 2021 года в России можно вести кадровые документы в электронном виде. Многие компании уже автоматизировали кадровый документооборот, но проблема организации долговременного хранения документов все еще актуальна. Между тем, ошибки в хранении могут повлечь за собой штрафы, проверки и серьезные последствия для руководства и бизнеса.
Реклама. АО «БОСС. Кадровые системы». ИНН: 7735500387
erid: 2Vtzqux8wvf
Организовать эффективную работу с документами помогает комплексная автоматизация кадрового делопроизводства, которая охватывает все этапы жизненного цикла документа: создание, использование, хранение и уничтожение.
И хотя часть компаний продолжают использовать разработки иностранных вендоров, практика показывает, что автоматизировать кадровый учёт и организовать электронный архив лучше с помощью российского ПО.
Отечественные решения учитывают особенности делопроизводства в России и оперативно обновляются под изменения в правовой базе. Благодаря чему предотвращаются риски штрафов и санкций за нарушение нормативных требований, а также организуется бесперебойная работа кадровой службы. Поэтому сегодня переход на российские разработки становится не просто вопросом технологической независимости, а необходимостью для устойчивого развития бизнеса.
В статье рассмотрим, как комплексная автоматизация кадрового документооборота с использованием систем “БОСС” и “Цитрос Архив” от компании SL Soft позволяет бизнесу выстроить прозрачную работу с кадровыми документами от их создания до хранения и уничтожения.
Сложности кадрового делопроизводства
Кадровый документооборот включает огромное количество типов документов. На одного сотрудника в год создается в среднем 89 документов, а для компании с 5 тысячами сотрудников – около 445 тысяч экземпляров. При этом сроки хранения документов варьируются от года до бесконечности.
При организации хранения документов, в том числе и кадровых, возникают следующие проблемы:
- Хранение в системах, не предназначенных для этого – ERP, BPM, CRM и других, в отдельных случаях – размещение в сетевых папках. Это приводит к дублированию информации и риску ее утраты, низкому уровню безопасности данных.
- Смешанное хранение: не все кадровые документы можно перевести в электронный вид. Например, приказы об увольнении и акты о несчастных случаях на производстве ведутся только на бумаге. Но для удобства сотрудников создаются “электронные образы” (скан-копии) бумажных документов, и компания прибегает к смешанному хранению.
При этом подходе используется оцифровка бумажных архивных и новых документов, которые изначально могут быть созданы только на бумаге.
- Хранение электронных документов. Со временем электронные форматы устаревают и теряют воспроизводимость. Сроки действия электронной подписи в цифровых документах истекают, документы становятся недействительными и непригодными для использования в судебных процессах. Кроме того, нужно вовремя уничтожать документацию по истечении срока хранения.
Комплексная автоматизация кадрового документооборота
Исключить эти проблемы помогает синергия систем кадрового делопроизводства и архива. В основе метода лежит интеграция трех ключевых систем:
- HRM-системы «БОСС», которая автоматизирует управление персоналом, расчет заработной платы, учет рабочего времени и формирование отчетности. Продукт служит источником документов для электронного архива.
- HCM-системы «БОСС», которая оптимизирует организационный менеджмент, оценку персонала, управление KPI и премированием. В контуре продукта также происходит генерация кадровых документов.
- Системы «Цитрос Архив» для долговременного хранения документов с поддержкой процессов архивного делопроизводства и обеспечением юридической значимости электронных документов. Далее из хранилища документы могут передаваться на порталы “Работа России”, “АИС Налог-3” и другие.
Как правильно хранить кадровые документы
Строгое соблюдение законодательства – важный критерий архивного делопроизводства. При этом нужно учитывать требования к форматам и составу электронных кадровых документов, а также к самим системам хранения электронных документов (СХЭД).
Требования к документам
С 1 марта 2023 года действует Приказ Минтруда от 20.09.2022 № 578н. Теперь кадровики должны оформлять электронные кадровые документы в строго определённых форматах. Если раньше допускались файлы в PDF, Word, JPEG, то сейчас каждый документ должен состоять из трёх частей: основной в PDF, электронной подписи в SGN и описания в XML.
Требования к СХЭД
В 2023 году вступил в силу Приказ Росархива № 77, который установил новые требования к системам и ввел понятие «электронный архивный документ» (ЭАД). В частности, СХЭД должна хранить электронные архивные документы вместе с метаданными, обеспечивать процессы конвертации и/или миграции электронных архивных документов вместе с метаданными, формировать проекты актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, а также формировать уведомления об истечении сроков хранения электронных архивных документов.
Наряду с требованиями, определенными в рамках нормативных и законодательных актов, современная СХЭД должна поддерживать сложные процессы делопроизводства. Например, быстро переводить бумажные документы в электронный вид с уже распознанным текстовым слоем с помощью встроенного OCR-сервиса. Или обеспечивать быстрый поиск архивных документов за считанные секунды благодаря интеллектуальным инструментам.
Юридическая значимость электронных документов
С бумажными документами всё относительно просто: для придания им юридической силы достаточно наличия обязательных реквизитов, таких как, например, подпись уполномоченного лица и печать организации. Однако с электронными документами ситуация сложнее. Согласно 63-ФЗ «Об электронной подписи», юридическая значимость электронного документа обеспечивается электронной подписью (ЭП). У любой ЭП есть срок действия, по истечении которого документ, подписанный ею, теряет свою юридическую силу. Это может привести к серьезным последствиям, таким как невозможность использования документа в суде или нарушение договорных обязательств.
Как сохранить юридическую значимость электронных документов?
Для решения этой проблемы в системе «Цитрос Архив» есть несколько способов поддержания юридической значимости документов на протяжении всего срока их хранения:
- Ручное переподписание
Уполномоченный сотрудник вручную подписывает документ новой ЭП. Это аналогично процедуре удостоверения подписи на бумажных документах с проставлением штампа «Подпись верна». - Автоматическое переподписание
Система автоматически подтверждает юридическую значимость документа с использованием обезличенного квалифицированного сертификата подписи, выданного ФНС России. До истечения срока действия текущей ЭП система переподписывает документ, создавая цепочку подписей, подтверждающих его действительность. - «Перештамповка»
Этот способ подходит для подписей архивного формата (CAdES-A). Система без повторного подписания добавляет новый действующий штамп времени в исходную подпись и продлевает срок ее действительности. Для документов с подписями других форматов предусмотрена функция «усовершенствования» подписей до формата CAdES-A.
Эффект от комплексной автоматизации кадрового документооборота
Сквозной процесс кадрового документооборота предоставляет компаниям множество преимуществ:
- создается единое контролируемое информационное пространство для хранения кадровых документов;
- автоматически соблюдаются нормативные требования по работе с документами;
- повышается уровень безопасности данных за счет четкого разграничения прав доступа к документам и фиксации пользовательских действий.
Исходя из практики внедрения систем “Цитрос” и “БОСС” мы наблюдаем у клиентов весомые результаты:
Заключение
Автоматизация кадрового документооборота — не просто тренд, а необходимость для современных компаний. Решения “Цитроса” и “БОССа” упрощают и ускоряют процессы управления персоналом, обеспечивают долгосрочное хранение и юридическую значимость электронных документов, соответствуют требованиям законодательства, что особенно важно при его регулярных изменениях. Комплексный подход к автоматизации помогает компаниям снизить издержки, повысить эффективность и минимизировать риски, связанные с кадровым делопроизводством.