Как грамотно выстроить обучение, не угробив проект SAP*
В этой статье, которая является фрагментом главы «Синей книги SAP», описывается формула системного подхода к обучению на проекте внедрения. Обучение является одним из наиважнейших элементов, влияющих на успех проекта внедрения в целом, но при этом ему в большинстве компаний уделяется до нелепости мало внимания.
Майкл Доан: Синяя книга SAP. Краткий бизнес-путеводитель по миру SAP
В книге рассказывается, чем отличается SAP от ваших старых систем, как оценить степень готовности вашей организации к внедрению SAP, как извлечь измеримую пользу для вашего бизнеса и как создать Центр компетенций перед запуском проекта. Изучить «Синюю книгу» необходимо всем менеджерам, ответственным за успех внедрения.
*Оригинал (англ.): Синяя книга SAP. Краткий бизнес-путеводитель по миру SAP. Майкл Доан. Издательство ООО «Эксперт РП», SAP PRESS. Глава 9 (разделы 9.1–9.4). 2013, с. 163–176.
Корректура: Александр Дублин, Яков Басок, Юрий Нечитайлов, Наталья Кузнецова.
Перевод: Павел Шапчиц.
Как грамотно выстроить обучение, не угробив проект SAP // SAP Professional Journal Россия, июль–август №4 (75), стр. 4–11. © 2019, Майкл Доан.
Наверное, вы уже собирались пропустить эту главу или, в лучшем случае, просмотреть её по диагонали. Ваши пальцы уже рвутся перелистнуть эти страницы в поисках чего-нибудь более важного и интересного?
Оставшаяся часть этой книги (прим. ред. — «Синяя книга SAP. Краткий бизнес-путеводитель по миру SAP») потеряет всю свою полезность, если тема обучения SAP будет положена под сукно. Подумайте: потратили бы вы 200 000 USD на «Ламборгини», чтобы потом доверить её кому-нибудь без водительских прав? Хотя такое предположение и кажется смехотворным, многие фирмы поступают примерно так. Они делают многомиллионные долларовые инвестиции в ПО SAP и консультационные услуги, и выделяют минимум ресурсов на подобающее обучение сотрудников. А затем, когда их «Ламборгини» никак не может развить нужную скорость или, хуже того, застревает в дверях гаража, именно на консультантов — лёгкие мишени! — сваливают всю вину.
Нередко компании разрабатывают свои бюджеты и сценарии обучения, исходя из опыта «прошлой войны», беря на вооружение методы обучения, которые использовались для систем, предшествовавших SAP, или вовсе никак не связанные с ERP. Иными словами, они думают только об обучении пользователей системы и пренебрегают другими, необходимыми семинарами по обучению. Столь же частой ошибкой является то, что в большинстве случаев обучение ориентировано на поздние стадии проекта внедрения. Однако, более эффективное расписание обучения следует выстраивать в привязке ко всем стадиям проекта внедрения, как показано в Табл. 9.1.
Табл. 9.1. Содержание обучения на стадиях проекта для различных уровней иерархии компании
Кроме того, большая часть фирм думает об обучении только проектной группы и конечных пользователей. В результате высшее руководство, менеджеры среднего звена и линейные руководители плохо понимают, как эксплуатировать такой «актив», как SAP, и как управлять этим «активом». На самом деле обучение должно происходить на всем протяжении проекта, начинаясь до приобретения ПО и продолжаясь вплоть до момента ввода в продуктивную эксплуатацию (прим. ред. — После ввода в продуктивную эксплуатацию появляются новые факторы, требующие организации уже специального цикличного обучения, направленного на непрерывное совершенствование бизнес-процессов. См. «Зелёная книга SAP. Бизнес-путеводитель по эффективному управлению жизненным циклом SAP»).
Высшее руководство не обучают — его информируют (раздел 9.1)
Начиная с 1996 года, я веду семинар по SAP длительностью от половины до двух дней для высшего руководства. Предмет этих семинаров в значительной степени совпадает с предметом этой книги, хотя конкретные семинары корректируются с учётом размера, характера и потребностей аудитории. Когда я впервые подумал о проведении такого семинара, я предположил, что его будут заказывать фирмы, которые только задумываются об установке SAP и хотят побольше узнать об этой системе.
Однако вопреки моим ожиданиям значительная доля компаний, заказывавших проведение семинара, уже внедрили SAP и, когда всё улеглось, обнаружили, что основные проблемы внедрения связаны с игнорированием процесса внедрения её собственным менеджментом. Либо сам проект внедрения начинает глохнуть из-за непонимания менеджментом сути системы, либо проект всё же удаётся вывести в продуктивную эксплуатацию, но менеджмент так и остаётся в неведении относительно происходящего. Когда высшее руководство приобретает SAP и отдаёт работу с системой «на откуп» специалистам, результат, прямо скажем, редко оказывается выдающимся.
Я горячо рекомендую вам попробовать исхитриться и затащить высшее руководство на полезный семинар в самом начале проекта. Если не получится сразу, что печально, то такой семинар вашему высшему руководству всё же следует посетить, даже если это уже будет ближе к завершению внедрения «ядра» (базового функционала). Конечно, такое запоздалое обучение — это всего лишь предложение к участию в процессе внедрения системы (хотя бы с этого момента) тем [1], кто, в идеале, должен был поддерживать вас на протяжении всего пути.
В случае отсутствия должного обучения, высшее руководство будет плохо понимать, над чем работала проектная группа.
Содержательно в ходе семинара для высшего менеджмента важно коснуться следующих вопросов:
- Изложение исторического и бизнес-контекста SAP.
- Открытие критически важных различий между SAP и традиционными системами. Вклад внедрённой системы SAP в последующее развитие компании.
- Выгоды потока операций как основной выигрыш.
- Важность и содержание управления изменениями и описание их роли в этом контексте.
Вероятно, что самым большим затруднением при проведении такого рода обучения станет нежелание высшего руководства тратить на него своё время. Высшее руководство обычно желает получить «просеянную» информацию: итоговые данные или обзоры, и будет ошибочно предполагать, что «обучение руководства системе SAP» будет состоять из подробного технического представления ПО. Уговорить высших руководителей узнать что-либо — это трудная задача, но её можно упростить, если основным предметом семинара (не называйте это курсом; высшее руководство не посещает «курсов») будет заявлено нечто совсем отличное от SAP. Назовите это мероприятие «семинаром о новом подходе к ведению бизнеса, касающимся абсолютно всего, что есть в компании», и, возможно, вы получите положительный отклик на ваше пригласительное письмо.
Оформите подписку sappro и получите полный доступ к материалам SAPPRO
Оформить подпискуУ вас уже есть подписка?
Войти