Меню

Беда, коль пироги начнет печи SAP-ожник

|

Система SAP ERP в целом обладает огромным потенциалом. .... НО, УВЫ: подавляющее большинство как внешних, так и внутренних SAP-консультантов находятся практически в полном неведении об этих возможностях системы и настройках, их реализующих!

«Беда, коль пироги начнет печи SAP-ожник»

1. SAP как SCOP-ление заблокированных возможностей

Система управления реально существует в контексте информационной системы. В этом контексте реализуются три главные свойства системы управления:

  • границы системы управления;
  • возможности системы управления;
  • структура системы управления.

 

Система SAP ERP в целом обладает огромным потенциалом. Разработчики буквально нашпиговали её инструментами эффективного управления бизнес-процессами. Её возможности и функциональность могут удовлетворить самых требовательных пользователей. НО, УВЫ: подавляющее большинство как внешних, так и внутренних SAP-консультантов находятся практически в полном неведении об этих возможностях системы и настройках, их реализующих!

В типичном варианте российского проектного задания весьма «уклончиво» специфицируется, что же собственно будет внедрено под брэндом «SAP»: набор неведомых клиенту транзакций вперемешку с перечнем неведомых интегратору бизнес-процессов клиента.

В результате: что сумеют внедрить, то и назовут SAP… .

Отсюда: узость границ, реализация вчерашних возможностей и случайная и неопределённая структура всей интегрированной системы (информационная система + система управления). А валидатор внедрения - честный министр «обманываться рад» (см. нашу колонку «Новое ERPлатье Гендира»).

Сухой остаток: Как настроят, такой и SAP!

2. А как у пчёл?

2.1. Информационная инфраструктура как система коммуникаций.

Рабочие пчелы в процессе медосбора общаются между собой не только своеобразными “танцами” и издаваемыми звуками (не воспринимаемыми человеческим ухом), но и с помощью так называемых феромонов, (собирательное название веществ — продуктов внешней секреции, выделяемых ими, обеспечивающих химическую коммуникацию). Посредством этих биологически активных летучих веществ (в том числе играющих роль ключевых сексуальных раздражителей) они обмениваются информацией и регулируют свою деятельность.

Внутри тёмного улья рабочие пчелы, доставляющие питание, исполняют на поверхности сот сложный танец. При этом для передачи и восприятия сообщений пчелы используют осязание (усики), обоняние и вибрацию воздуха. Таким способом сообщаются координаты и объем источника пыльцы и нектара.

Круговой танец показывает, что источник корма не далее чем в 50-100 м от улья. Длина пробега и энергичность танца сообщают о богатстве источника. Виляющий танец предназначен для более дальних расстояний и представляет собой восьмерку, при этом пчела, пробегая ту часть пути, которая соединяет петли восьмерки, очень быстро виляет брюшком. Направление прямолинейного пробега показывает направление к источнику, частота виляния и быстрота пробега — расстояние до него. Запах танцующей пчелы указывает тип цветка. Угол виляния показывает, что нектар находится по направлению на столько-то градусов влево от Солнца. Движение вниз указывает направление от Солнца, вверх — к Солнцу. Пчелы, по существу, определяют направление визуально, ориентируясь на положение Солнца.

2.2. Сложная информационная система требует подготовленного пользователя

Правильно настроенная информационная система обеспечивает совпадение «шифра» послания с «ключом» адресата. Природа, великий консультант, позаботилась как о том, чтобы создать информационную систему для пчёл, так и о том, чтобы пчела стала обладателем «коммуникативного разума и знаниями»!

Пчелы, участники рабочего процесса, должны обладать чувством времени, уметь определять скорость ветра, уметь ориентироваться по визуальным вехам, а также иметь некое подобие внутреннего компаса — орган, способный ощущать магнитное поле. Чтобы получать и расшифровывать информацию, пчелы должны знать, где находится Солнце. Даже если оно скрыто за облаками, его местонахождение они умеют определить по поляризации света. Именно эти «навыки и знания» отличают рабочую пчелу и делают её участником и рабочего процесса и пользователем информационной системы.

3. «Как стать …SAP-ильным»

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти

Обсуждения Количество комментариев17

Комментарий от  

Александр Филинов

  |  29 марта 2012, 10:14

Про консультантов правильно написано.
Не согласен с курсами SAP. То что там дают, это только вершина. И при этом преподают консультанты которые сами были мало на проектах.
Больше знаний получаешь, от изучения настроек (документов) успешных проектов.

Комментарий от  

Александр Дублин

  |  29 марта 2012, 10:56

Про консультантов правильно написано.
Не согласен с курсами SAP. То что там дают, это только вершина. И при этом преподают консультанты которые сами были мало на проектах.
Больше знаний получаешь, от изучения настроек (документов) успешных проектов.

Александр, а какой проект Вы считаете успешным?

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  29 марта 2012, 11:12

Александр, а какой проект Вы считаете успешным?

Я считаю тот который работает... при этом не зависимо от того как оно шло до этого, главное результат. А курсы, ну лет 10 назад когда это были слайды, толку от них было мало, сейчас же это действительно ценная информация.

Комментарий от  

Александр Филинов

  |  29 марта 2012, 16:10

Александр, а какой проект Вы считаете успешным?

Добрый день.
Успешным я считаю проект который соответствует следующим требованиям (оценка с точки зрения консультанта по SAP ERP СО):
- В SAP ERP (в зависимости от Вида деятельности предприятия) задействованы соответствующие модули. При этом четко прослеживается цепочка бизнес-процессов, по модулям, их интеграция.
- Выделены процессы планирования и сбора фактических данных.
- В реализации системы минимум Z*. ИМХО. Z* есть там где нахватает знаний и настойчивости консультанта к изменению бизнес-процесса;
Не хочу вдаваться в конкретику (пока исключим Газовые и нефтяные проекты) , но в российской практике мало проектов соответствующих данным требованиям. Забывают основное, SAP Интегрированная система, и "кусочная" автоматизация к ней не применима.
Я сталкивался с решениями для западных компаний. ИМХО. Они более успешны чем российские.

Комментарий от  

Александр Дублин

  |  29 марта 2012, 19:11

Добрый день.
Успешным я считаю проект который соответствует следующим требованиям (оценка с точки зрения консультанта по SAP ERP СО):
- В SAP ERP (в зависимости от Вида деятельности предприятия) задействованы соответствующие модули. При этом четко прослеживается цепочка бизнес-процессов, по модулям, их интеграция.
- Выделены процессы планирования и сбора фактических данных.
- В реализации системы минимум Z*. ИМХО. Z* есть там где нахватает знаний и настойчивости консультанта к изменению бизнес-процесса;
Не хочу вдаваться в конкретику (пока исключим Газовые и нефтяные проекты) , но в российской практике мало проектов соответствующих данным требованиям. Забывают основное, SAP Интегрированная система, и "кусочная" автоматизация к ней не применима.
Я сталкивался с решениями для западных компаний. ИМХО. Они более успешны чем российские.

Александр, какие успешные проекты Вы знаете и можете рекомендовать их для изучения?

Комментарий от  

Александр Филинов

  |  30 марта 2012, 16:48

Александр, какие успешные проекты Вы знаете и можете рекомендовать их для изучения?

Добрый день.
Повторюсь, не хотелось бы конкретики (PR).
Не эталон, но много правильного, в проектах внедрения, представителей западных компаний (автомобильная отрасль, пищевая отрасль, известные на всю России производители быстро растворимой лапши, табачные компании и т.п.).
При это как правило проекты в таких компаниях проходят две фазы. Сначала внедряют с учетом Российской специфики. Но потом когда, требуется отчетность на уровне корпорации, идет вторая фаза и перевнедряют.

Комментарий от  

Александр Дублин

  |  30 марта 2012, 23:32

Добрый день.
Повторюсь, не хотелось бы конкретики (PR).
Не эталон, но много правильного, в проектах внедрения, представителей западных компаний (автомобильная отрасль, пищевая отрасль, известные на всю России производители быстро растворимой лапши, табачные компании и т.п.).
При это как правило проекты в таких компаниях проходят две фазы. Сначала внедряют с учетом Российской специфики. Но потом когда, требуется отчетность на уровне корпорации, идет вторая фаза и перевнедряют.

Александр,
а почему о хорошем не написать?!
Пусть народ знает своих героев.
Назовите, пожалуйста, 2-3 успешных, по Вашему мнению проекта.

Комментарий от  

Дмитрий Карпов

  |  02 апреля 2012, 18:30

Про консультантов правильно написано.
Не согласен с курсами SAP. То что там дают, это только вершина. И при этом преподают консультанты которые сами были мало на проектах.
Больше знаний получаешь, от изучения настроек (документов) успешных проектов.

Я бы хотел отметить, коллеги, что на курсах компания SAP рассказывает, как работает система на уровне бизнес-операций, поскольку методика внедрения считается собственностью консалтинговых компаний. Как справедливо замечено, учиться приходится на собственных ошибках. Кто-то знает компании, где налажен анализ проектных решений?

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  02 апреля 2012, 20:35

Я бы хотел отметить, коллеги, что на курсах компания SAP рассказывает, как работает система на уровне бизнес-операций, поскольку методика внедрения считается собственностью консалтинговых компаний. Как справедливо замечено, учиться приходится на собственных ошибках. Кто-то знает компании, где налажен анализ проектных решений?

У меня вот сложилось мнение что это или не реально наладить или компании по большей части это не интересно.

Комментарий от  

Александр Филинов

  |  02 апреля 2012, 22:15

Добрый день.
Еще раз повторюсь.
Имена удачных, по моему мнению, проектов называть не хочу.
Может подняться полемика по поводу их "удачности".
У каждого консультанта свое мнение.
Тем более проекты SAP идут долго. И за это время сменяется не одно поколение консультантов. Каждый вновь приходящий на проект видит только то что уже есть.
И тут два варианта развития. Опять же все зависит от фазы проекта.
Или продолжать что было начато. И не проводить анализ и выдвигать новые предложения и идеи, донастройка  Как правило так делают на фазах "ОПЭ" и промышленная эксплуатация.
Или что то меняют несмотря на фазу проекта.
 
Не зря среди консультантов есть градация (грейды). И очень важно на первых фазах (написание КП) грамотно подбирать консультантов. Но и ту есть моменты. Консультант может быть технически подкован. Много проектов. Но с очки зрения бизнеса мало знаний.
Не зря на западе, консультант SAP это человек в возрасте, не только много проектов по настройки, но так много идей по улучшению бизнеса.
Да, сейчас начали активно выделять "методолгов" на проектах. Но как правило это молодые люди без реального опыта управления.
 
Есть бардак, SAP автоматизирует и бардак.
 
По поводу базы знаний на проектах.
За все время работы консультантом (почти 10 лет) я встречал 1 или 2 проекта где настройки системы соответвовали документации.
 
По поводу SAP. На одном из проектов SAP выступал как рецензент ПР. Скажем так  То что было дано как рекомендации, было полезно на 30 %.
 
Последнее время начал смотреть "бест практив" там много интересного. Но тонкостей мало. На salend больше нахожу )))

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  02 апреля 2012, 22:28

Добрый день.
Еще раз повторюсь.
Имена удачных, по моему мнению, проектов называть не хочу.
Может подняться полемика по поводу их "удачности".
У каждого консультанта свое мнение.
Тем более проекты SAP идут долго. И за это время сменяется не одно поколение консультантов. Каждый вновь приходящий на проект видит только то что уже есть.
И тут два варианта развития. Опять же все зависит от фазы проекта.
Или продолжать что было начато. И не проводить анализ и выдвигать новые предложения и идеи, донастройка  Как правило так делают на фазах "ОПЭ" и промышленная эксплуатация.
Или что то меняют несмотря на фазу проекта.
 
Не зря среди консультантов есть градация (грейды). И очень важно на первых фазах (написание КП) грамотно подбирать консультантов. Но и ту есть моменты. Консультант может быть технически подкован. Много проектов. Но с очки зрения бизнеса мало знаний.
Не зря на западе, консультант SAP это человек в возрасте, не только много проектов по настройки, но так много идей по улучшению бизнеса.
Да, сейчас начали активно выделять "методолгов" на проектах. Но как правило это молодые люди без реального опыта управления.
 
Есть бардак, SAP автоматизирует и бардак.
 
По поводу базы знаний на проектах.
За все время работы консультантом (почти 10 лет) я встречал 1 или 2 проекта где настройки системы соответвовали документации.
 
По поводу SAP. На одном из проектов SAP выступал как рецензент ПР. Скажем так  То что было дано как рекомендации, было полезно на 30 %.
 
Последнее время начал смотреть "бест практив" там много интересного. Но тонкостей мало. На salend больше нахожу )))

Там мысли в слух, если проект хороший то он по определению не может идти долго чтобы там сменились поклонения консультантов и чтобы одни писали КП, а другие его делали... хороший проект, это значит заказчик понимает что и для чего он внедряет, а консультанты знают что они внедряют, а это никак не может идти годами тогда и выходим на срок 9-11 месяцев. Да, потом могут быть расширения функциональности и прочее, но сам проект от начала и до получения результатов, берем часть ERP (FI/MM/SD/CO)  - 11 месяцев, дальше будет болото, в котором конечно могут быть хорошие островки реализаций и т.д. но в целом, это будет болото...

Комментарий от  

Александр Филинов

  |  02 апреля 2012, 22:48

Там мысли в слух, если проект хороший то он по определению не может идти долго чтобы там сменились поклонения консультантов и чтобы одни писали КП, а другие его делали... хороший проект, это значит заказчик понимает что и для чего он внедряет, а консультанты знают что они внедряют, а это никак не может идти годами тогда и выходим на срок 9-11 месяцев. Да, потом могут быть расширения функциональности и прочее, но сам проект от начала и до получения результатов, берем часть ERP (FI/MM/SD/CO)  - 11 месяцев, дальше будет болото, в котором конечно могут быть хорошие островки реализаций и т.д. но в целом, это будет болото...

Вопрос а что брать за начало. Какие модули? Так судить можно FI а потом все накручивать.
Да такой вариант тоже вариант. Но именно в накрутке много тонкостей.
Согласен что много зависит от требования заказчика.  Что он хочет от системы? Зачем уходит от прошлой системы на SAP. А может вся идея и заключается в том что SAP интегрированная система. Между модулями должны прослеживается сквозные процессы.
Пример по СО. Можно вести пару МВЗ  и внутренних заказов(СО-ОМ).  И в полу ручном режиме формировать отчетность. При этом себестоимость и выручку собирать вообще без СО. А потом захотеть раз личную аналитической отчетность. И начать внедрять расширенный функционал контроллинга.
И попробуй пользователю объяснить, при работе в продуктив ной системе что появляются другие объекты. Новые процессы.
Это фактически пере внедрение. ИМХО.
 
Согласен хороший проект это не больше года. Но при этом большое количество консультантов разных уровней и руководитель проекта от заказчика не ниже зама генерального директора.!!!!!

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  02 апреля 2012, 22:52

Вопрос а что брать за начало. Какие модули? Так судить можно FI а потом все накручивать.
Да такой вариант тоже вариант. Но именно в накрутке много тонкостей.
Согласен что много зависит от требования заказчика.  Что он хочет от системы? Зачем уходит от прошлой системы на SAP. А может вся идея и заключается в том что SAP интегрированная система. Между модулями должны прослеживается сквозные процессы.
Пример по СО. Можно вести пару МВЗ  и внутренних заказов(СО-ОМ).  И в полу ручном режиме формировать отчетность. При этом себестоимость и выручку собирать вообще без СО. А потом захотеть раз личную аналитической отчетность. И начать внедрять расширенный функционал контроллинга.
И попробуй пользователю объяснить, при работе в продуктив ной системе что появляются другие объекты. Новые процессы.
Это фактически пере внедрение. ИМХО.
 
Согласен хороший проект это не больше года. Но при этом большое количество консультантов разных уровней и руководитель проекта от заказчика не ниже зама генерального директора.!!!!!

>>>руководитель проекта от заказчика не ниже зама генерального директора
 
Ну вообще-то не руководитель а спонсор проекта, а руководитель пусть будет профессионал который знает как руководить :-)

Комментарий от  

Александр Филинов

  |  02 апреля 2012, 23:11

>>>руководитель проекта от заказчика не ниже зама генерального директора
 
Ну вообще-то не руководитель а спонсор проекта, а руководитель пусть будет профессионал который знает как руководить :-)

Стоп. О каких проектах идет тогда речь.
Я говорю о проектах где SAP нужен для рейтинга или отмывание денег.
Я говорю о проектах где ТЗ написано заказчиком и учтены требования как руководителей высшего звена так и среднего и по возможности требования пользователей.
Известный факт что любая система может не удовлетворить всех конечных пользователей, возможно и как правило идет увеличение штата.
Но удовлетворить требования среднего и высшего руководства она обязана. (ИМХО).
И именно руководитель высоко ранга должен контролировать процесс.
Так же возникает много ситуаций где требования средних руководителей пресекаются. Тут или Z или изменени бизнеса.

Комментарий от  

Дмитрий Карпов

  |  03 апреля 2012, 09:58

У меня вот сложилось мнение что это или не реально наладить или компании по большей части это не интересно.

Думаю, наладить это реально даже на уникальных проектах, а что уж говорить про внедрения в однотипных компаниях как например Трансгазы, коих десятка полтора по стране. Глобальные компании типа Биг4 имеют темплейты а-ля отраслевые решения и продвигают их на рынок, имея огромное конкурентное преимущество перед остальными. Понятно, что созданию темплейта предшествует анализ и оптимизация решений.
Я видел безуспешные попытки делать это в IBS 5 лет назад. Уверен, что они не одни работали над этим, но отсутствие грамотного стратегического планирования и неготовность заказчиков стандартизировать бизнес-процессы, а также отсутствие специалистов должной квалификации у консалтеров не позволяет организовать эффективный анализ. Без этого, увы, качество решений начинает зависеть от каждого отдельного специалиста на проекте. Уверен, что повышение требований к управлению рисками проекта продвинет этот процесс и облегчит нашу жизнь.

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  03 апреля 2012, 11:09

Думаю, наладить это реально даже на уникальных проектах, а что уж говорить про внедрения в однотипных компаниях как например Трансгазы, коих десятка полтора по стране. Глобальные компании типа Биг4 имеют темплейты а-ля отраслевые решения и продвигают их на рынок, имея огромное конкурентное преимущество перед остальными. Понятно, что созданию темплейта предшествует анализ и оптимизация решений.
Я видел безуспешные попытки делать это в IBS 5 лет назад. Уверен, что они не одни работали над этим, но отсутствие грамотного стратегического планирования и неготовность заказчиков стандартизировать бизнес-процессы, а также отсутствие специалистов должной квалификации у консалтеров не позволяет организовать эффективный анализ. Без этого, увы, качество решений начинает зависеть от каждого отдельного специалиста на проекте. Уверен, что повышение требований к управлению рисками проекта продвинет этот процесс и облегчит нашу жизнь.

Вы как-то себе сами противоречите?! Сначала говорите что наладить реально и в тоже время рассказываете про IBS который делал безуспешные попытки это сделать еще 5 лет назад, так я тоже знаю тех кто это пытался сделать, а вот тех кто это сделал в живую не встречал. Что же касается как вы говорите темплейтов и остального, то по факту это получаем формы которые консультант идет и заполняет, на практике к жизни отношение получается слабое и опять все скатывается к квалификации специалиста.

Комментарий от  

Дмитрий Карпов

  |  03 апреля 2012, 12:42

Вы как-то себе сами противоречите?! Сначала говорите что наладить реально и в тоже время рассказываете про IBS который делал безуспешные попытки это сделать еще 5 лет назад, так я тоже знаю тех кто это пытался сделать, а вот тех кто это сделал в живую не встречал. Что же касается как вы говорите темплейтов и остального, то по факту это получаем формы которые консультант идет и заполняет, на практике к жизни отношение получается слабое и опять все скатывается к квалификации специалиста.

Да, я считаю, что наладить реально, но сложно. Темплейты - результат такого анализа, успешно проведенного где-то когда-то. Да, я не видел самого процесса анализа, дающего результат, живьем. И интересно, построен ли он где-то? Формы - это очень хорошо как всякое упорядочивание трудноформализуемого процесса и к этому надо стремиться. Но для успешного применения стандартного подхода необходимо определить область его применимости. И перед принятием решения об использовании формы показать, что ее можно здесь использовать. Тогда это принесет пользу. В противном случае можно попасть на десятки консалто-дней и дискредитировать саму идею.