Зачем CFO внедрять систему Invoice management?
Михаил Самофалов
Михаил Самофалов, независимый консультант в области финансового документооборота является профессионалом в области организации прямых и партнерских продаж сложных IТ-проектов, таких как внедрение различных ECM, ERP, CRM, BI, SFA и FFA-систем. Адрес электронной почты samofalov.m@inbox.ru
|
В статье проведен анализ бизнес - преимуществ, обеспечиваемых внедрением IM систем (Invoice management).
|
Анализ ситуации
Кризисные тенденции в экономике обострили существовавшие, но скрывавшиеся за планами развития, проблемы и задачи в области повышения эффективности бизнес-процессов внутри компаний. Крупный бизнес внедрял широко разрекламированные ERP-системы, малый и средний бизнес наводил элементарный порядок с помощью учетных систем. Резкое сокращение рынков сбыта, удорожание кредитов, необходимость быстрого приведения финансов предприятия к положительному операционному потоку наличности заставляют финансовых директоров обратить более пристальное внимание на блок управления затратами, как по части собственно расходования средств, так и в рассуждении эффективного управления процессом снабжения и оптимизации взаимоотношений с поставщиками.
Согласно исследованию международной аналитической компании Aberdeen Group, специализирующейся в области бенчмаркинга финансовых, ИТ-, закупочных и других бизнес-процессов, главными драйверами, которые вынуждают CFO реагировать на кризисные веяния являются необходимость сокращения операционных затрат и повышение эффективности работы сотрудников.
По данным Aberdeen Group (ноябрь 2009г.) такими драйверами давления на CFO являются:
- необходимость сократить операционные затраты – для 74 % CFO
- необходимость оптимизации загрузки сотрудников –для 50% CFO
- необходимость увеличивать прибыльность – для 39% CFO
- необходимость управлять рисками – для 31% CFO
Проблемы Chief Procurement Officer
На первое место выходят задачи повышения эффективности управления закупками, и особое место в этом процессе занимает Chief Procurement Officer (CPO). Данная позиция замыкает на себя все задачи управления бизнес-процессами: от эффективного планирования закупок, контрактования, планирования платежей до процессинга счетов, решений по выделению процессов на кэптивный или внешний аутсорсинг. CPO непосредственно подчиняется финансовому директору и обеспечивает решение его задач в области повышения эффективности «внутренних» процессов закупок и снабжения. Обеспечение исполнения процедур и регламентов, сбор отчетности, фиксация областей, требующих усиления, определение стратегии развития являются зоной ответственности CPO.
Развивавшийся на протяжении последних 20 лет подход к управлению внутренними департаментами как самостоятельными подразделениями с выделением их в качестве центра затрат, означает, что службы закупок и обработки входящих счетов также являются центрами затрат и их можно и нужно оптимизировать. Цикл Procure-to-Pay является очень трудоемким бизнес-процессом, в рамках которого существует множество возможностей в области оптимизации и сокращения издержек. “Если область непосредственно самих закупок и контрактования достаточно проработана и механизмы повышения эффективности лежат на поверхности, то, например, такая область, как управление входящими счетами, является относительно малоизученной”, — считает старший консультант PWC Алла Фокина.
Ключевые показатели эффективности департамента оплаты счетов
Процессинг счетов:
- эффективность оплаты счетов: количество счетов обработанных одним FTE-сотрудником (full time employee) в день;
- цикл одобрения: среднее количество дней от получения счета до одобрения его к оплате;
- стоимость процессинга: средняя стоимость обработки одного счета (по типам счетов);
- особые счета: количество счетов, которые обрабатываются по индивидуальным бизнес-правилам, по отношению к общему количеству входящих счетов, в процентах;
- использование технологий электронных счетов: процент электронных счетов от общего количества счетов.
Процессинг оплаты счетов:
- оплата вовремя: соотношение счетов, оплаченных вовремя, и счетов с просрочкой;
- использование электронных платежей: соотношение счетов, оплаченных с помощью переводов, и счетов, оплаченных наличными, чеками;
- ошибочность платежей: количество ошибочных, дублирующихся платежей по отношению к общему количеству платежей, в процентах.
Управление скидками:
- достигаемость скидки: процент затрат, который возможен для дисконтирования (в случае оплаты в согласованное временное “окно”);
- достижение скидки: реальные скидки, достигнутые за счет оплаты в установленные сроки (в установленное временное “окно”).
Концентрация на поставщике:
- поставщики в единой системе: процент поставщиков, которые перешли от бумажного к электронному выставлению счетов;
- дисконтируемые поставщики: процент поставщиков, практикующих скидки за быструю оплату (в рамках согласованного временного “окна”).
Управление затратами:
- электронное предоставление данных о затратах: количество расходных документов, введенных в электронной форме, по отношению к общему количеству введенных расходных документов (квитанция, счет-фактура, акт о приемке);
- предоставление расходных документов: процент расходных документов, введенных различным образом (бумажная копия, отсканированный файл, факс), в процентах по типам;
- эффективность процессинга: среднее время, необходимое для того, чтобы утвердить оплату, платить счета и отчитаться о расходах;
- стоимость процессинга: средняя стоимость создания отчета о расходах после оплаты счета.
Модель оптимизации процесса управления входящими счетами
Предлагаемая рядом консультационных и аналитических компаний модель оптимизации процесса управления входящими счетами начинается, в первую очередь, с введения метрик и внутренней аналитики в области показателей эффективности (KPI) работы соответствующих служб. Типичными метриками (показателями), используемыми при определении текущего положения, являются такие «внутренние» данные компаний:
- количество входящих счетов на общее количество сотрудников отдела по обработке счетов,
- процент счетов, не соответствующих размещенным заказам,
- стоимость обработки одного счета,
- среднее время обработки одного счета,
- процент счетов, оплаченных в рамках “дисконтного окна”,
- процент счетов, выставленных без наличия заказа в системе и другие.
Введение процедур сбора статистических данных по качеству работы со счетами приводит к пониманию причин неэффективности существующих процессов управления входящими счетами. Как правило, среди основных “болевых точек” можно выделить следующие:
- отсутствие единого взгляда на уровне организации относительно имеющихся счетов на оплату, их соответствия размещенным заказам, понимания сроков оплаты, предоставления исчерпывающей информации для всех ролей сотрудников на уровне обслуживающей информационной системы,
- отсутствие необходимых информационных систем как таковых, бумажный документооборот, бумажный архив, отсутствие связи с учетной системой,
- отсутствие стратегии в области развития политик и процедур управления закупками,
- отсутствие метрик и показателей уровня, направления и темпов развития организации, характеризующих эффективность ее деятельности.
Методика оптимизации процесса обработки счетов (платежей)
- разработка формальной политики в области управления входящими счетами на уровне отдельного документа, регламента. Проработка стратегии развития методологии и информационных систем управления входящими счетами;
- при контрактовании достижение договоренности с поставщиком о том, в каком виде, каким образом и куда следует отправлять счет. Возможны варианты с централизацией приема счетов, аутсорсингом ввода счетов в ИС, внедрением портала для поставщиков и e-Invoicing;
- полученный счет должен быть доступен всем заинтересованным в его оплате сотрудникам через соответствующие информационные системы;
- внедрение сценариев безбумажного процессирования счетов с помощью сканирования и распознавания данных: внедрение подсистем OCR (Optical Character Recognition), системы Invoice Management, электронного архива сканов счетов, интегрированного с ERP- или учетной системой;
- внедрение сценария автоматического взаимодействия с поставщиком при нахождении несоответствий в полученном счете, определение необходимости внедрения портала для поставщиков, определение целесообразности внедрения e-Invoicing;
- достижение результата, когда только проверенные счета начинают обрабатываться департаментом платежей, а правила дисконтирования начинают действовать лишь после того, как устранены все несоответствия в
|