Обмен с ЭТРАН в режиме АСУ-АСУ
В России ОАО «РЖД» - монополист в части оказания услуг по железнодорожным перевозкам. «ЭТРАН» является системой подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ОАО «РЖД» по территории РФ.
Содержание
Контекст взаимоотношений грузоотправителя и РЖД
Взаимодействие с ЭТРАН в режиме АСУАСУ
Руководство ЭТРАН в помощь грузоотправителю
Заявка на перевозку грузов по форме ГУ12
Некоторые проблемные моменты по НСИ
Пример 1. Обязательность заполнения определенных тегов
Пример 2. «Очепятки» в НСИ ЭТРАН
Пример запроса на создание накладной
Введение
В России ОАО «РЖД» - монополист в части оказания услуг по железнодорожным перевозкам. «ЭТРАН» является системой подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ОАО «РЖД» по территории РФ.
Проблемы обмена с ЭТРАН в режиме АСУ-АСУ впервые возникли у меня при работе на SAP-проекте для предприятий ПАО «Лукойл» в 2007 г. И далее они возникали и решались при работе на SAP-проектах для предприятий ПАО «Газпром нефть» и АО «Группа «Илим»».
В рамках принимаемых на проектах решений по логистике в части планирования и исполнения железнодорожной отгрузки рассматривались следующие бизнес-процессы:
• заключение договоров с покупателями продукции и поставщиками логистических услуг (в т.ч. ОАО «РЖД»),
• прием спецификаций к договорам на объемы месяца (план отгрузки на месяц),
• формирование заявок по форме ГУ-12, как часть плана перевозок на месяц,
• прием заказов-разнарядок от покупателя (оперативное планирование отгрузки),
• погрузка и оформление железнодорожных накладных (отгрузка),
• мониторинг доставки грузов по железной дороге,
• расчеты с покупателями и поставщиками логистических услуг.
В документообороте по железнодорожной отгрузке можно выделить 2 основных документа - плановый (заявка на перевозку грузов по форме ГУ-12) и фактический (накладная). Они же основные и в обмене с системой ЭТРАН.
Контекст взаимоотношений грузоотправителя и РЖД
С 2001 года действует разработанная для ОАО «РЖД» автоматизированная система ЭТРАН по подготовке и оформлению перевозочных документов. Груз не отправится по железной дороге, пока в ЭТРАНе не будет оформлена железнодорожная накладная, как исполнение ранее согласованной заявки на перевозку (по форме ГУ-12).
Чтобы не отвозить на станцию бумажные перевозочные документы (ПД), предприятие-грузоотправитель закупает у ОАО «РЖД» рабочее место (АРМ Подготовки ПД). АРМ ППД позволяет сотруднику предприятия-грузоотправителя вручную в ЭТРАНе оформить заявку на перевозку (по форме ГУ-12) и подготовить электронную накладную.
Наступает момент, когда грузоотправитель понимает, что в его АСУ достаточно данных для оформления грузов, и у него появляется желание перейти на полностью безбумажную технологию в собственной системе предприятия (ERP или другого класса), с передачей/приемом электронных документов в/из системы ЭТРАН в режиме АСУ-АСУ.
Кроме того, за счет использования технологии обмена электронными данными (АСУ-АСУ) между системой грузоотправителя и системой ЭТРАН (РЖД) в рамках ежедневного массового грузоотправления по железной дороге решается задача сокращения времени оформления перевозки.
Взаимодействие с ЭТРАН в режиме АСУАСУ
Добавляемый функционал
После принятия решения по переходу на режим АСУ-АСУ возникает необходимость добавления в систему грузоотправителя большого функционала, необходимого только для взаимодействия с ЭТРАН:
• ведение ЭТРАН-справочников (НСИ ЭТРАН);
• привязка железнодорожных кодов к данным по отгрузке, иными словами дополнение существующих у грузоотправителя справочников кодами из справочников ЭТРАН:
- грузы,
- станции (в т.ч. припортовые железнодорожные терминалы),
- порты,
- организации:
- грузоотправитель,
- владелец подъездного пути,
- плательщики по российским и иностранным железным дорогам,
- владельцы вагонов и контейнеров,
- грузополучатели,
• мониторинг обмена с ЭТРАН (передача запросов в ЭТРАН и прием ответов на запросы – по НСИ, по заявке на перевозку, по накладной).
Модифицируемые справочники
Все справочники с ЭТРАН-кодами можно условно поделить на 2 части (редко изменяемые и часто изменяемые):
1. редко изменяемые справочные данные (типа «загрузил и забыл»), например:
• коды станций (отправления и назначения, выхода из России и стыков по границам, станции смены ширины колеи),
• коды железных дорог,
• коды портов;
• коды видов отправки,
• коды видов сообщений,
• коды представителя отправителя,
• коды типов ЗПУ;
2. часто изменяемые (постоянно пополняемые) справочные данные, например:
• коды ЕТСНГ и коды ГНГ, присвоенные грузам,
• номера транспортных средств(вагонов и контейнеров),
• названия подъездных путей грузополучателей,
• коды ТГНЛ и коды БДПУЖТ грузополучателей,
• коды БД ПУЖТ владельцев транспортных средств,
• коды БД ПУЖТ и коды плательщиков, в т.ч.экспедиторов по иностранным территориям.
Руководство ЭТРАН в помощь грузоотправителю
В помощь грузоотправителю ОАО«РЖД» предоставляет Руководство программиста «Программное обеспечение организации взаимодействия системы ЭТРАН с АСУ грузоотправителей». К слову, этот документ содержит массу полезной информации, в т.ч. описание тегов сообщений, используемых при взаимодействии с системой ЭТРАН.
Однако будет наивным полагать, что, вооружившись последней версией 10.0.0 этого документа, можно решить все возникающие вопросы при обмене с ЭТРАН.
Из-за неопределенности, какие именно теги обязательны для заполнения в сообщениях, отправляемых в ЭТРАН, приходится терять время, заполняя ненужные и не заполняя обязательные теги.
Заявка на перевозку грузов по форме ГУ12
Непосредственно перевозке предшествует подача заявки в ЭТРАН по форме ГУ-12, т.е. осуществляется планирование перевозки.
Возможна коллизия: С одной стороны, заявку на перевозку грузов ОАО «РЖД» обязывает представлять грузоотправителя не менее чем за 10 дней до начала перевозки груза в прямом железнодорожном сообщении (по России), и не менее чем за 15дней до начала перевозки груза в международном сообщении или до портов/пунктов по перевалке грузов.
С другой стороны, покупатель может задержать передачу грузоотправителю спецификации к договору продажи продукции. Это может затянуться чуть не до самого начала перевозки груза. А без спецификации грузоотправитель не может точно сформировать заявку по форме ГУ-12.
Налицо риски – не успеть спланировать перевозку (и как следствие, невыполнение сроков поставки грузов покупателю), или заказать лишний план (штрафы ОАО «РЖД» за невыполнение заявок).
Набор заявок по форме ГУ-12 это план железнодорожных перевозок грузоотправителя.
Создание проекта основного плана перевозок - процесс непростой. Чтобы в системе грузоотправителя сформировать исходные данные для передачи в ЭТРАН, надо много чего заполнить – что и сколько повезем, откуда и куда, в каком подвижном составе, кому, в какие дни… Затем необходимо инициировать процесс массовой передачи в ЭТРАН запросов создания заявок на перевозку.
Ответом из ЭТРАН будет получение номера заявки, её ID и статуса. При этом будет сообщение, что «Заявка на перевозку грузов создана» (Рисунок 1).
Остается мониторить статус согласования заявки в ЭТРАНе, до значения «Согласована».
Рисунок 1. Ответ системы ЭТРАН при передаче из системы SAP запроса создания заявки.
Некоторые проблемные моменты по НСИ
Пример 1. Обязательность заполнения определенных тегов.
В случае подачи запроса создания заявки (ГУ-12) для прямой вагонной отправки– по грузополучателю в документе «Программное обеспечение…» представлены для заполнения 5 тегов – ID организации и ID ее почтового адреса в ЭТРАН, плюс три тега (с ОКПО, названием предприятия и почтовым адресом). На деле оказывается, при незаполнении первых двух тегов в сообщении, получим ошибку при загрузке заявки, а отсутствие остальных тегов на успех передачи заявки не влияет.
Причем, в рамках вышеописанного примера -до недавних пор в запросе создания заявки достаточно было заполнить теги с ОКПО, названием организации и почтовым адресом, которые, естественно, есть в АСУ грузоотправителя. Сейчас ОАО «РЖД» требует заполнение тегов именно с ID организаций и ID их почтовых адресов, что раньше было необязательным. А информацию по ID (БД ПУЖТ) можно получить только в ЭТРАНе, и только по отдельному дополнительному запросу паспорта организации.
Если в тегах сообщения, передаваемого в ЭТРАН, не будут заполнены необходимые коды НСИ ЭТРАН, ошибка гарантирована - заявка в ЭТРАН создана не будет.
На рисунке 2 показан результат попытки передать заявку с незаполненным кодом БД ПУЖТ в теге по грузополучателю. Ответ системы ЭТРАН: «Поддокумент Отправки № 1:… Для заявок в прямом сообщении наименование грузополучателя должно выбираться из ПУЖТ.» Это означает ошибку неуказания кода БД ПУЖТ грузополучателя.
Рисунок 2. Ответ системы ЭТРАН.
Пример 2. «Очепятки» в НСИ ЭТРАН
Неприятным сюрпризом иногда оказывается то, что реквизиты организаций, представленных в отправляемой заявке, в базе ЭТРАН занесены с ошибкой. Из-за этого грузоотправитель не может получить в свою систему ID грузополучателя (см. рисунок 3).
На рисунке 3 приведен пример ответа системы ЭТРАН при несовпадении ОКПО грузополучателя в базе данных грузоотправителя и базе данных ЭТРАН. На первый взгляд, кажется, что в ЭТРАНе нет такого грузополучателя. Но в результате выясняется, что в ЭТРАН код ОКПО грузополучателя был занесен неверно.
Рисунок 3. Ответ системы ЭТРАН: ошибка при получении ответа на запрос паспорта организации
Для исправления этой ошибки требуется определенное время и усилия от грузоотправителя, зачастую значительные. А при этом ни заявку, ни накладную отправить в ЭТРАН невозможно.
А груз стоит!
Накладная
Когда исправлены все ошибки, и заявка создана и согласована ОАО «РЖД», ее номер используется при оформлении накладной по отправляемым грузам.
Железнодорожная накладная выступает основным документом при транспортировке грузов железнодорожным транспортом и является сопроводительным документом груза с указанием основных его характеристик.
Итак,
Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland
ЗарегистрироватьсяУ вас уже есть учетная запись?
Войти
Обсуждения 4
Комментарий от
Сергей Мокин
| 18 июля 2017, 08:05
Было бы интересно ознакомиться с вашим опытом взаимодействия с ЭТРАН в части расчёта провозной платы (Прейскурант № 10-01).
Комментарий от
Наталья Куксевич
| 18 июля 2017, 17:17
Сергей Мокин 18 июля 2017, 08:05
Наталья, спасибо за интересную статью.
Было бы интересно ознакомиться с вашим опытом взаимодействия с ЭТРАН в части расчёта провозной платы (Прейскурант № 10-01).
Комментарий от
Алексей Мотрий
| 10 апреля 2018, 11:27
Комментарий от
Наталья Куксевич
| 10 апреля 2018, 22:18
Алексей Мотрий 10 апреля 2018, 11:27
Каковы сроки интеграции и как оценить стоимость интеграции??