Меню

Новые технологии SAP и их влияние на работу консультантов

|

SAP постоянно обновляет свой портфель решений, но изменения, произошедшие за последнее десятилетие, можно считать новым рекордом. Здесь я хотел бы обсудить с вами самые большие изменения, произошедшие в мире SAP за последнее десятилетие, сделать обзор некоторых текущих решений SAP и объяснить их влияние на жизнь.

Оригинал.

Недавно меня пригласили подготовить и провести презентацию на свободную тему для бразильских ИТ-специалистов в Сиднее. Стояла задача поделиться опытом и помочь другим консультантам определить пути профессионального развития в среде SAP.

Я решил, что это идеальный случай обсудить актуальные темы, которые сегодня волнуют сообщество SAP, новые технологии SAP и их влияние на работу консультантов.

Компания SAP постоянно модернизирует свой портфель решений, но изменения, случившиеся за последние десять лет, претендуют на новый рекорд. Так много всего поменялось и произошло это так стремительно, что стало очень сложно следить за ходом этой технологической революции. Многие консультанты, находясь в самой гуще процесса, не смогли освоиться в этом динамичном потоке и переквалифицировались в ИТ-консультантов.

Тем, кто долгое время не следил за изменениями, в какой-то момент становится очень трудно понять, что происходит.

Изображение 1: консультант SAP пытается понять, что происходит.

В этой сжатой статье я предлагаю посмотреть, какие изменения случились в мире SAP за минувшие десять лет, поговорить о некоторых новых решениях SAP и попытаться понять, как их появление повлияло на работу следующих специалистов:

  • функциональных консультантов;
  • консультантов по базису;
  • технических консультантов.

Как вы могли заметить, я не использую термин консультанты по ABAP, потому что теперь эта роль не ограничивается разработкой на ABAP. Теперь мы говорим технические консультанты, понимая под этим любые компетенции, связанные с ABAP, SAPUI5, HANA, SAP Cloud Platform, интеграцией, аналитикой и т.д.

Кроме того, я буду больше говорить о технических аспектах, потому что это моя основная сфера компетенций. Надеюсь, у меня получится предложить новые идеи функциональным консультантам и консультантам по базису, но представленная здесь информация основана на моём личном опыте и мнении. По сути, это мой опыт за последние несколько лет повышения квалификации.

Самые крупные изменения и усовершенствования SAP

Если вы следили за действиями SAP на рынке последние несколько лет, вы, очевидно, заметили одну из следующих тенденций:

  • разработку и релиз базы данных HANA;
  • переход с SAP ECC на S/4HANA;
  • добавление в  объеминтеграции SAP Gateway и служб OData;
  • внедрение SAP Fiori в качестве основного пользовательского интерфейса;
  • облачная революция и переход из локальной среды в SAP Cloud Platform;
  • переход в цифровой формат с новыми системами SuccessFactors, Ariba и C/4HANA.

Обратите внимание на то, что некоторые продукты прошли через ребрендинг, иногда не один раз (например, HANA Cloud Platform или HCP). Я употребляю их текущие названия, чтобы не запутать консультантов, которые не имели дела с этими обновлениями в прошлом.

Мне кажется, появление SAP Cloud Platform — одно из важнейших событий из списка выше. С тех пор, как компания SAP решила ориентироваться на облачную стратегию, мы стали замечать огромное влияние на отрасль, например, переход в цифровой формат посредством отдельных облачных решений и замена или перенос нескольких продуктов в облако (например, SAP CPI (SAP Cloud Platform Integration) и SAC (SAP Analytics Cloud)).

Стратегия работы в облаке даёт массу преимуществ компании SAP, но лично я считаю наиболее важными следующие темы:

  • сокращение общей стоимости сопровождения и поддержки (вы можете представить мир без SAP-нот?);
  • увеличение выручки от новых лицензий на базе потребления услуг, пришедших на смену устаревшему подходу к лицензированию по числу пользователей;
  • ускоренное приведение к стандартным процессам и быстрое внедрение;
  • легче выполняется расширение списка сервисов и подключение инновационных инструментов в разных сферах.

Поскольку компания SAP контролирует центры обработки данных, инфраструктуру и выпуски программного обеспечения, ей достаточно просто поставлять обновления для решений или даже внедрять инновационные сервисы, не нарушая структуры уже развёрнутых компонентов. Обновления стали выходить чаще, как правило, это происходит каждый квартал.

Для клиентов ещё одно преимущество заключается в том, что платежи рассчитываются на основе объемов потребления. SAP также увеличивает выручку, переходя от старой модели лицензирования пользователей к новому использованию сервисов по подписке.

Больше усилий посвящается освоению стандартного процесса ввиду сокращения возможностей для расширения. Однако с появлением обновлений от фабрики расширений SAP Cloud Platform (Kyma) я верю, что мы получим новые опции уже в ближайшем будущем. Для получения дополнительной информации по теме советую почитать книгу The next evolution for extensions – the SAP Cloud Platform Extension Factory (Новый этап развития расширений: фабрика расширений SAP Cloud Platform) автора Руя Ногуэйра (Rui Nogueira).

Мы выявили преимущества для SAP, а что насчёт преимуществ для консультантов?

На первый взгляд кажется очень сложным увидеть эти преимущества, ведь, по сути, вам нужно отринуть значительную часть накопленного опыта и начать всё заново, погрузившись в изучение новых технологий и пытаясь адаптироваться под новые тенденции на рынке.

По-моему, основным плюсом для нас является выход SAP из зоны комфорта и вложение средств в совершенно новые технологии, чтобы не отставать от динамики рынка и поддерживать современный уровень. Это лучшая стратегия для расширения бизнеса и сохранения конкурентоспособности. Для консультантов это тоже отлично, поскольку мы не будем работать с устаревшими технологиями и не зачахнем в арьергарде ИТ-рынка.

Даже если вы со мной не согласны, невозможно игнорировать тот факт, что необходимо выходить из зоны комфорта и изучать новые технологии, предлагаемые SAP. Так что же дальше?

Повышение квалификации

Влияние изменений в среде SAP

В начале карьеры перед консультантами SAP встаёт ряд общих задач, обычно связанных с решениями в рамках стратегии компании:

  • ускорение развития для сокращения технологического отставания от конкурентов;
  • приобретение новых компаний; 
  • постоянный ребрендинг продуктов;
  • вероятность дублирования решений.

Компания SAP всегда славилась своими продуманными бизнес-процессами и мощными функциями обработки данных. Однако при этом мы наблюдали пробелы в других областях, например, в механизме взаимодействия с пользователями и облачных возможностях. Чтобы расширить свои преимущества и сократить ощущаемый разрыв с конкурентами, компания SAP запустила ускоренный процесс развития, мощно раздвигая границы и стремительно выпуская новые решения.

Для поддержки этого процесса SAP приобретала различные ИТ-компании и встраивала их решения в свой основной портфель (Hybris, SuccessFactors, Ariba, Callidus, CoreSystems, Qualtrics). Вместе с приобретениями происходил ребрендинг. Иногда портфель приходилось адаптировать несколько раз, чтобы не предлагать клиентам решения, дублирующие функции друг друга. 

Помимо этого, консультантам SAP приходилось решать задачи, связанные с получением доступа к учебным материалам, сертификацией и получением опыта работы с проектами.

SAP Press, SAP Learning Hub и Open SAP

Обычно консультанты SAP выбирают один из трёх вариантов обучения.


Официальной платформой с материалами для сертификации и очного обучения является SAP Learning Hub. У меня не было возможности учиться с преподавателем из-за высокой цены, но в режиме онлайн платформа работает отлично. Сегодня моя компания предоставляет мне доступ к этой платформе для внутреннего обучения, но при желании можно купить индивидуальную подписку. Как я уже сказал, на платформе Learning Hub доступны все официальные учебные материалы для сертификации. На других платформах можно найти дополнительную информацию, но лучше использовать официальный контент, особенно, если вы планируете проходить сертификацию SAP.Для меня одной из первых возможностей стала продукция издательства SAP Press, с которой я начал изучать разработку на базе SAP Gateway и SAP Fiori/SAPUI5 в 2013 году. Как правило, информация в этих книгах изложена очень подробно, можно купить бумажную копию или изучать текст онлайн, цены в среднем вполне приемлемые.

И последний вариант для обучения — Open SAP. Здесь реализована интересная концепция бесплатного обучения с информацией о новейших технологиях в продуктах SAP. Контент постоянно обновляется, после изучения курса вы даже можете получить сертификат слушателя. Некоторые материалы довольно высокого качества (например, курсы по SAP Fiori с практическими упражнениями), но большая часть курсов даёт лишь поверхностный обзор и не может дать знания, которые потребуются при работе с реальным проектом.

Недостаток опыта реализации проектов

Опыт работы с проектами — важная часть профессиональной жизни консультантов SAP. Без практического опыта сложно повышать свою квалификацию, но теперь у нас не осталось возможностей оправдания бездействия. Для некоторых продуктов доступны пробные версии, вы можете начать обучение (выполняя соответствующие практические упражнения) даже без участия в проекте с внедрением соответствующей технологии.

Например, все интересующиеся темой SAP Fiori и SAPUI5 могут оформить подписку на пробную учётную запись через SAP Cloud Platform и выполнять упражнения в Web IDE. Если вам хочется протестировать функции HANA и, возможно, поработать с HANA XS, вам также поможет пробная учётная запись SCP. Можно даже установить образ HANA express на локальной виртуальной машине.

Чтобы понять, как работают подписки и выполняется установка, изучите веб-сайт SAP Tutorial. Здесь размещено множество упражнений и руководств по установке с описанием всех обязательных шагов перед разработкой (например, для HANA express).

Поскольку в разделе Повышение квалификации мы обсудили практически все общие шаги, перейдём к деталям по каждой сфере консалтинга в мире SAP и разберёмся, как эти сферы влияют друг на друга.

Функциональный консультант

S/4HANA и переход в цифровой формат

Переход от системы ECC на S/4HANA можно с уверенностью назвать главной темой обсуждений среди функциональных консультантов. Однако без рассмотрения других систем (SuccessFactors, Ariba и C/4HANA) нам будет сложнее понять все остальные продукты, предлагаемые компанией SAP. Я выделяю следующие главные области, влияющие на работу функциональных консультантов.

Упрощение и реструктуризация модулей

Финансы — один из модулей, на которые изменения повлияли сильнее всего. Некоторые привычные таблицы теперь вообще не используются, в процессе реализовано множество обновлений. Всё это позитивные изменения, но функциональным консультантам важно приложить усилия, чтобы оставаться на гребне волны.

Новые пользовательские интерфейсы

С появлением SAP Fiori и SAPUI5 мы перестали зависеть от SAP GUI, многие транзакции заменили красивые веб-приложения. Одной из главных целей SAP Fiori является сокращение макротранзакций и предоставление пользователям простых приложений, ориентированных на конкретные бизнес-роли в компании. Чтобы обеспечивать высокое качество обслуживания клиентов, функциональным консультантам необходимо освоить новые точки взаимодействия в системе.

Настройка и расширение с помощью облачных приложений SAP

Локальные системы по-прежнему формируют огромную долю на рынке продуктов SAP, но поскольку компания SAP переносит свои основные решения в облако, в будущем число проектов внедрения в локальной среде будет неуклонно уменьшаться.

При работе с облачными решениями сокращается объём сопровождения, но изменения влияют и на возможности масштабирования. SPRO больше не используется, теперь расширение и настройка выполняются посредством специальных плиток Fiori в облаке. Это означает, что выбор вариантов сузился, применяется совершенно другой процесс.

Этот аспект затрагивает и технических консультантов, но с появлением обновлений от фабрики расширений SAP Cloud Platform я верю, что мы увидим новые опции расширения уже в ближайшем будущем.

Консультант по базису

Поскольку все новые решения SAP размещает в облаке, в будущем консультантам по базису будет всё сложнее найти применение своим навыкам, поскольку инфраструктура, в основном,

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти